Воспитание и обучение детей в царских семьях. Воспитание детей в семье Николая II. Трудное детство в императорской семье

Ярким представителем купеческого сословия конца XIX – начала ХХ вв. является наш земляк Николай Поликарпович Глухарёв. Коротко его можно охарактеризовать как человека разносторонне увлечённого, с довольно широким кругозором, неравнодушного к истории своего Отечества и малой родине, жаждущего делиться своими знаниями с другими. Правда, его огромные заслуги до сих пор не оценены по достоинству, а потому Боровский историко-краеведческий музей обращается к главам и депутатскому корпусу городов Балабаново и Боровска с предложением присвоить Николаю Поликарповичу заслуженное звание Почётный гражданин города Балабаново и Почётный гражданин города Боровск.

Родился Николай Поликарпович в старообрядческой семье и был старшим сыном боровского купца 2-й гильдии Поликарпа Аксёновича. По данным конца 1879 – начала 1880 гг., Поликарп Аксёнович и его жена Пелагея Ивановна имели также двухлетнего сына Ивана, дочерей Марью, Александру и Ольгу. Жили они в Боровске, вблизи Торговой площади, по улице Калужской, в собственном двухэтажном каменном доме. Глава семейства занимался «торговлей чая, сахара, деревяннаго масла и восковых свеч». Ему принадлежало несколько небольших заводов. В г. Боровске в своём собственном доме по ул. Калужской в 1868 г. он открыл завод по производству восковых свечей. (В 1889 г. на нём было выработано свечей белого воску 50 пудов на 1350 руб. Сбывали их в Боровске). Другой небольшой завод, химический, по производству древесного порошка и древесного уксуса он открыл в 1881 г. на своей земле при д. Кочетовка Спасопрогнанской волости Боровского уезда. (В 1889 г. на нём было произведено древесного порошка 1300 пудов на 1950 руб. Сбыт имел в Москве).
Николай Поликарпович в 1901г., будучи купеческим сыном, состоял на службе на довольно крупном химическом заводе, принадлежавшем московскому купцу 1-й гильдии Петру Ивановичу Санину. Завод располагался при сельце Литашёве Куриловской волости Боровского уезда, недалеко от отцовского. В 1903г. 1 июня П.И. Санин скончался, и Николай Поликарпович через несколько лет стал хозяином Литашёвского химического завода. Помимо этого завода Николаю Поликарповичу в начале ХХ в. принадлежала фабрика (профиль фабрики требует уточнения – Н.Л.) вблизи д. Балобоновой на берегу р. Истьи. Здесь он построил двухэтажный дом, в котором подолгу жил с семьёй. К этому времени он уже был женат на Лидии Ивановне (её происхождение требует уточнения – Н.Л.) и имел двух дочерей Екатерину (1901 г.р.) и Татьяну (1903 г.р.). Известно также, что у них была ещё одна дочь и сын. Вблизи фабрики выросли дома рабочих. В августе 1910 г. во время выборов гласных в уездное земское собрание, на которых Николай Поликарпович одержал победу, такие газеты, как «Калужский курьер» (1910, №93), «Русское слово» (1910, №192) и «Русские ведомости» (1910, №196), назвали его фабрикантом, прогрессистом.
Правда, к этому времени дела фабриканта Глухарёва шли не столь успешно. Химическое производство резко сократилось из-за конкуренции с подобным, но более дешёвым крупным кустарным производством, активно развивавшемся среди крестьян Ярославской и Костромской губерний. У Николая Поликарповича возникли финансовые проблемы, о чём говорит такой факт. В его имении при д. Балобоновой 26 января 1912 г. с 10ч. утра была объявлена распродажа с публичного торга, «принадлежавшего ему движимого имущества, заключавшегося в разных летних и зимних экипажах, железном баке для керосина и двух пожарных трубах, за неплатёж им недоимки земского сбора и пени в сумме 1269 р. 2 к.». Имущество оценили в 1340 руб., а так как торги объявлялись уже второй раз, то имущество могло быть продано ниже заявленной оценки. В 1914 г. он надеялся найти компаньона со 100000 руб. для того, чтобы расширить химический завод, вырабатывавший свинцовые белила.
Возникшие финансовые и производственные проблемы не помешали Николаю Поликарповичу вести активную общественную деятельность. Так, в 1904-1905 гг. он хлопотал о разрешении поставить на могиле боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой крест. Калужский губернатор в ответ озадачился: «Какую цель преследует Глухарёв при постановке креста на могиле старообрядок?». Глухарёв ответил: «Цель христианина поставить крест на могиле христиан». Через некоторое время Калужский губернатор дал разрешение, и крест на могиле сестёр был поставлен, а могила обнесена оградой. В 1910-1913 гг. он избирался гласным уездного земского собрания. В 1911 г. значился среди присяжных заседателей по Боровскому уезду, в 1916 г. — членом раскладочного по промысловому налогу присутствия, в 1917 г. – членом правления и секретарём телефонного кружка, членом уездного исполнительного комитета от ремесленников г. Боровска, а 23 июля 1917 г. его избрали в число гласных Боровской городской думы от Торгово-промышленного союза. Волновали Николая Поликарповича буквально все сферы жизни населения Боровского уезда. В 1913 г. в качестве уполномоченного общества крестьян д. Балобановой он ходатайствовал о необходимости перенесения базаров в посёлке Балобанове со вторников на воскресные дни. Он спорил и доказывал свою точку зрения по вопросам образования, медицины, санитарного состояния населённых мест уезда, деятельности ветеринарного врача и агронома, сельскохозяйственного склада, находившегося на содержании земства, и многим другим.
Помимо этого, с апреля по октябрь 1917 г. на свои средства он издавал первую в Боровске и уезде общественно-политическую газету «Боровская жизнь», являясь ещё и её редактором. Печаталась газета в местной типографии А.В. Муратовой. Известно шесть вышедших номеров: №1 (2 апр.) – №6 (14 мая). В заявлении редакции в первом номере указывалось: «Газета «Боровская жизнь» задалась целью в исторические дни обновленной и свободной России говорить одну правду и освещать все стороны жизни города и уезда и тем дать возможность каждому гражданину следить за всем, что делается в его родном краю…». В газете, как органе Боровского исполнительного комитета, регулярно публиковались протоколы заседаний Боровского ИКа, печатался материал о жизни уезда в первые месяцы после Февральской революции 1917 г., об упразднении старых органов власти и установлении новых, о подготовке и проведении уездного учительского съезда, сообщения из населённых пунктов уезда: Абрамовского, Тарутина, Шемякина, Русинова и других, свидетельствующие о пробуждении народных масс к политической жизни. Все опубликованные материалы не были подписаны.
Был известен Николай Поликарпович и как благотворитель, просветитель и драматург. Так, ещё в 90-х гг. XIX в. он совместно с учителем С.Е. Чертковым и казначеем И.А. Казанцевым принял участие в издании книги хорошо ему знакомого К.Э. Циолковского «Аэростат металлический управляемый», в 1901 г. он выпустил в Москве свою брошюру «Устройство городских, сельских и домашних библиотек», а в 1903 г. – свой водевиль «Два друга – метель да вьюга». В 1904 г. в с. Тарутине Боровского уезда Глухарёв открыл бесплатную библиотеку, в 1913 г. – избу-читальню в д. Балобоновой. Будучи любителем драматического искусства, вместе с себе подобными участвовал 4 февраля 1901 г. в благотворительном спектакле, где игрались сцены из комедии А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва «Счастливый день» и водевиля Д.А. Мансфельда «Затейница».
Для просвещения рабочих Николай Поликарпович в одном из корпусов своего химического завода устраивал популярные в то время бесплатные литературные чтения. Для этого оборудовали возвышенное место и установили несколько рядов стульев и лавок. Оборудованное помещение вмещало до 400 человек. Вначале чтения организовывались исключительно для рабочих этого завода, затем на них стали приходить и посторонние люди. Газета «Новое слово» в №6 за 1906 г. писала: «Устраиваются чтения интересно: преимущество отдаётся темам на современные общественные и политические вопросы. Так, читались «Манифест 17 октября и его значение», «О выборах представителей в Государственную Думу», «Что такое конституционное правительство», «О свободе печати», «О свободе личности», «Чёрная сотня» и др. Затем с туманными картинами в несколько вечеров был прочитан полный курс «История Русского Государства». Читалась и изящная литература, а именно: сочинения Тургенева, Толстого, А. Толстого, Чехова, Гаршина, Некрасова, Никитина, Кольцова, Лермонтова, Пушкина, Якухтина, Короленко, Григоровича, Горбунова, Гоголя, О.Мошкова, Н. Успенского, Писемского, Данилевского, Сурикова и др. Помимо чтения был показан ряд картин по географии, естествознанию, астрономии и проч. Как рабочими, так и крестьянами чтения посещаются очень охотно, приходят даже дети и старики из деревень, отстоящих от завода в 7 верстах… Зала всегда переполнена. Теперь в некоторых деревнях даже ведут очередь для посещения этих чтений: в каждой семье одни остаются караулить дом, а другие идут на чтения».
Не остался Николай Поликарпович в стороне и в траурные дни после кончины Л.Н. Толстого, написав по этому поводу небольшую заметку в губернскую газету «Калужский курьер». А ещё в 1902 г. он значился заведующим метеорологической станцией в д. Большая Литашёвка. Интересовали его координаты расположения Боровска, для чего он написал письмо в Николаевскую Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербург.
Особый интерес Николай Поликарпович испытывал к истории г. Боровска и его уезда. Как никто другой в то время он осознал значение родных ему мест в историческом контексте Российского государства. В предисловии изданного им в 1913 г. I-го тома «Материалов для истории города Боровска и его уезда» написал: «Более пятнадцати лет тому назад я решил написать полную историю своего родного города Боровска и его уезда. Когда был выработан план работ, то я был изумлён его размерами и тем, что едва ли хватит моей жизни для осуществления его. Поэтому пришлось отказаться от большого плана и я решил писать популярные исторические очерки и печатал их в разных журналах, газетах и в изданиях исторических и археологических комиссий. Но эта работа не удовлетворила меня, она не была той работой, к которой я стремился, и я вскоре прекратил её и вновь взялся за осуществление первоначальнаго плана…».
Прежде чем писать историю родных мест, Николай Поликарпович стал собирать материал. Для чего в 1901 г. обратился в губернский статистический Комитет с заявлением о разрешении ему работать «в Комитете для извлечения нужных ему сведений и справок» по истории Боровска и его уезда. В 1914 г. 4 октября он обратился к Калужскому губернскому земскому собранию с просьбой «пожертвовать по одному экземпляру всех изданий Калужской Губернской Земской Управы изданных с 1864 по 1915 год а также все могущия вновь выходить издании». К населению, преследуя всю ту же цель, он обращался через газеты «Калужские губернские ведомости» №26 и «Калужский курьер» №28 за 1910 г.: «Предполагая писать историю г. Боровска и его уезда, я обращаюсь с просьбой ко всем лицам, имеющим у себя относящиеся до города Боровска и его уезда документы, записки, рукописи, мемуары, письма, книги, брошюры, журналы и газеты, отчёты, объявления, воззвания и прочие печатные издания, в которых печатались статьи и корреспонденции о городе Боровске и его уезде, портреты общественных деятелей и героев, карты, планы, картины, фотографии всевозможных видов, укреплений, памятников, церквей, зданий и проч., монеты Боровских князей и пр., сообщить свои адреса и, если возможно, прислать с них копии и описания. Особенно прошу авторов заметок, корреспонденций, статей и отдельных изданий, печатавших свои труды в газетах и периодических изданиях, не отказать в высылке таковых по 1 экземпляру».
Собранный таким образом материал Николай Поликарпович систематизировал и издал в боровской типографии А.В. Муратовой в виде «Материалов для истории города Боровска и его уезда». В I-м томе, вышедшем в 1913 г., он опубликовал легенды, обряды, обычаи, поверья, приметы, гадания, пословицы, поговорки, сказки, песни калек перехожих и песни жителей города Боровска и его уезда (бесплатную помощь в корректировке данных материалов ему оказал А.П. Смирнов), во II-м томе, вышедшем в 1914 г. – копии с документов своего архива. Оба тома были изданы на средства разных лиц и учреждений, доход с которых должен был поступить на издание дальнейших материалов по истории города Боровска и его уезда. В частности, сообщалось, что готовится к изданию III-й том.
Выявлять, собирать документы и записывать исторические сведения Николаю Поликарповичу приходилось одному. Об этом он писал в том же предисловии к I-му тому «Материалов…»: «Но, к сожалению, я ничего не получил и приходится работать одному. Но работа громадная, в особенности в архивах, где нет полнаго описания документов и приходится отыскивать среди не имеющих отношения до города Боровска и его уезда бумаг бумаги, необходимыя для истории города Боровска и его уезда». Тем не менее, Николай Поликарпович не отчаивается и далее пишет: «Выпуская настоящий труд, я вновь обращаюсь ко всем лицам с убедительной просьбой не отказать сообщить мне о всём, что только касается города Боровска и его уезда. […] Авторов, в трудах которых что-либо относится до города Боровска и его уезда, а также все частныя и административныя учреждения, которыя печатают свои отчёты и уставы, убедительно прошу не отказать в присылке мне по одному экземпляру; за всё присланное буду весьма благодарен». Видимо, на сей раз он был услышан, о чём посчитал нужным упомянуть в предисловии ко II тому «Материалов…», поблагодарив всех приславших свои статьи и статьи других авторов, а также Боровскую уездную земскую управу.
В разных археологических и исторических изданиях и местных газетах Глухарёв публиковал популярные исторические очерки и заметки о Боровском крае. Например, в 1901-1902 гг. в журнале «Живописная Россия» им были опубликованы популярные исторические очерки и заметки «Чудотворная икона с. Рыжкого», «Памятники Тарутинского боя», «Князь М.К.Волконский – защитник г. Боровска», «Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова». В 1912 г. в «Юбилейном сборнике в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга. Вып.1) совместно с И.Ф. Цветковым он опубликовал статью о происходивших в октябре 1812 г. событиях в Боровском уезде.
Одновременно с публикаторской деятельностью Николай Поликарпович занимался сбором предметов по истории Боровска и его уезда. В результате им был создан первый в Боровске и ближней округе частный Музей местного края и Отечественной войны 1812 года. Предположительно, произошло это в 1912 г. в связи со столетним юбилеем победы русской армии в Отечественной войне 1812 г. Пополнение его фондов шло за счёт средств собирателя и частично благодаря тем же газетным обращениям к населению. Так, в майском номере газеты «Боровская жизнь» в 1917 г. Николай Поликарпович. писал: «Н.П. Глухарёв, г. Боровск, гостиный двор. Покупает старинные предметы из железа, чугуна, свинца, олова, меди, серебра, золота, стекла, фаянса и фарфора. Покупает медные, бронзовые, серебряные и золотые монеты, медали, жетоны и юбилейные значки. Покупает книги, географические карты, планы, картины, гравюры, рукописи, архивные документы, всевозможные старинные вещи и предметы».
После октябрьских событий 1917 г. над музеем Н.П. Глухарёва нависла угроза. Дом по ул. Калужской №120, где он жил с семьёй и где размещался музей, в 1919г. местные новоявленные чиновники от советской власти предназначили под выселение и размещение в нём детских яслей. Чтобы этого не случилось, Николай Поликарпович обратился за помощью в Коллегию по делам музеев НКП. Его поддержали члены Организационного Комитета 1-й Опытной станции по народному образованию при НКП (Деревенское отделение станции располагалось в Боровском и Малоярославецком уездах, а Н.П. Глухарёв был его сотрудником), в своём обращении в Коллегию от 28 октября 1919 г. Боровский Уездком РКП среагировал на это в традиционной для чиновничества манере, которая нашла яркое выражение в публикации одного из его членов, пожелавшем остаться неизвестным. В калужской газете «Коммуна» за 30 июля 1919 г. читаем: «…он видите ли написал заявление в центр, который поручил уездконтролю расследовать это дело, оно у нас до сих пор лежит под сукном, а буржуй живёт себе припеваючи…» (подчёркнуто мной – Н.Л.).
Всё же, несмотря на учинённые препятствия, «буржуй» Н.П. Глухарёв «как собиратель музея в г. Боровске» охранную грамоту за №10562/11123 17 декабря 1919 г. получил. Заведующим музеем Всероссийская коллегия по делам музеев назначила самого Николая Поликарповича.
Но 31 мая 1920 г. Николай Поликарпович скончался «от удара». Так было записано в метрической книге старообрядческого храма Всех Святых, прихожанином которого Николай Поликарпович и вся его семья состояли долгое время. Исповедовал его, причащал и хоронил протоиерей Карп Тетёркин. Что послужило причиной «удара», не известно до сих пор. Не известно и место захоронения этого замечательного человека (запись об этом в метрике отсутствует). Участь же музея, библиотеки и архива, самого дома и жившей в нём семьи Глухарёва была предрешена.
Отдел по делам музеев вначале вынужден был предпринимать шаги по поддержанию музея. В июне 1920 г. он просил Боровский УОНО передать музей, архив и библиотеку Н.П. Глухарёва во временное пользование 1-й Опытной станции по народному образованию для научной обработки, предлагал назначить и нового заведующего. До 16 октября 1920 г. музей обследовали сотрудники самого Отдела по делам музеев А.А. Рыбников и А.М. Скворцов. Однако о результатах обследования ничего не известно. Известно лишь, что в 1920 г. при музее работал только сторож. На содержание музея, на его оборудование, отопление, освещение, пополнение коллекций, на приобретение витрин, шкафов, на проведение реставрационных и экспертных работ, на закупку канцтоваров и хозяйственные дела требовалось 282760 руб.
Как выглядел музей, какими по составу были его коллекции, какое количество предметов удалось собрать Н.П. Глухарёву, в настоящее время сказать невозможно. Сохранились только отдельные записи начала 20-х гг. ХХ в. Одна – на оборванном клочке бумаги, сделанная карандашом неизвестным лицом.
Сначала были перечислены иконы: 12 месяцев – 10 вершков, 12 праздников – 7 вершков, 1 Спасителя, 1 Киев. чудотв., 1 складень на каждый день, 1 Воскресение – 12 верш., 1 Корсунская Божия Матерь, 1 Умиление злых сердец, 1 Параскева Пятница, 1 Пафнутий Боровский, 1 преподобный Нил, 1 Взыскание погибших, 1 Трёх Святителей, 1 крест, 1 Иоанн Креститель в пустыне, 1 Пантелеимон целитель, 1 Поликарп, Пелагея.
Потом 1 мера полотенцы, наволочки, разное рукоделие, разные вещицы: фарфоровые, картины бисером шитые и шерстью, 1 картина «Бегство Иосифа с Марией», 1 картина «Пётр I на ботике во время бури», 1 картина бисером Мазурок, весы, 3 старинные подсвечника, лестовки, медные иконы, меры муки и овощей, икон штук всего 80 или больше. (То ли это опись предметов, то ли опись имущества семьи, а может, сразу всё вместе? – Н.Л.) Другая – запись губернского инструктора по делам музеев А. Покровского, обследовавшего коллекции уже закрытого музея в 1923 г. Он выделил предметы и коллекции, по его мнению, представлявшие музейную ценность: чугунный колокол 17 в., снимки монастырей и церквей Боровска и уезда в числе 35 шт., разное оружие в количестве 20 шт. и 2-х маленьких пушек, шёлковый старообрядческий сарафан, суконную старообрядческую поддёвку и фарфор в количестве 32 шт. При этом А. Покровский заметил, что таковые требуются Калужскому историческому музею, «так как в Историческом музее подобных предметов или совсем не имеется или имеется в ограниченном количестве…».
По факту закрытие музея произошло, очевидно, к 1922 г. Так, заведующий Боровским УОНО некто Сиблиевский в своём послании Губмузею 13 января 1922 г. сообщал, что музей распоряжением Наркомпроса передали Боровскому УОНО вместе со зданием. По распоряжению УИКа часть здания была передана под детский санаторий здравотдела, а экспонаты пришлось сложить в кучу. Переговоры о дальнейшем существовании музея с представителями Наркомпроса, которые обещали помочь в «систематизации музея» и его руководстве, закончились безрезультатно. Музей, по мнению Сиблиевского, не может обеспечить себя без помощи государства. «Поэтому прошу командировать представителя для осмотра музея и решения вопроса о его дальнейшем существовании. – Я полагаю, что ценные экспонаты возможно будет взять в Губернский музей, ликвидировая наш совершенно. Во всяком случае прошу вопрос о музее в Боровске решить в поспешном порядке». Решение данного вопроса «на бумаге» затянулось на несколько лет.
Только между 5 и 15 июля 1924 г. музейные предметы и часть библиотеки Н.П. Глухарёва передали Пафнутьеву монастырю-музею для организации на его территории Государственного историко-художественного и краеведческого музея. Музейные предметы, по мнению всё того же заведующего Боровским УОНО Сиблиевского, которое он высказал 14 марта 1923 г. на заседании ответственных работников вверенного ему УОНО, пригодные для домашнего обихода и не имевшие художественной ценности, надлежало использовать для нужд культурно-просветительских учреждений. Что касается другой части библиотеки, то она должна была сохраниться у Лидии Ивановны Глухарёвой.
В завершение хочется подчеркнуть, что, несмотря на довольно печальную участь, постигшую музейное собрание и библиотеку Н.П. Глухарёва, память о нём, и в первую очередь, как краеведе, просветителе и благотворителе бережно сохраняется работниками Боровского историко-краеведческого музея. Здесь в настоящее время хранятся две книги с вклеенными орнаментированными листами и надписью на них «Библиотека Николая Поликарповича Глухарёва» (подарены С.Я. Глухарёвым), амбарная книга с газетными вырезками и записями Н.П. Глухарёва, подготовленными им для публикации в III-м томе «Материалов…» (были изданы в 1998 г. боровским краеведом Алексеем Алексеевичем Антиповым). Также в музее хранится вышеупомянутый «Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 года» (Калуга, 1912. Вып.1), «Материалы для истории города Боровска и его уезда. Копии с документов архива Н.П. Глухарёва» (Боровск, 1914. Т.2) и несколько номеров газеты «Боровская жизнь». В г. Боровске на ул. Калужской, в доме, где Н.П. Глухарёв провёл юные годы, по инициативе директора Боровского историко-краеведческого музея А.М. Морозова в 2010 г. была установлена памятная доска. Помнят и ценят Николая Поликарповича в городе Балабанове: в 2014 г. городской библиотеке было даровано его имя, а при входе в неё установлены памятная доска с текстом об основателе бесплатной избы-читальни в д. Балобоновой и бюст Н.П. Глухарёва, выполненный скульптором Сергеем Лопуховым.
*Все даты до февраля 1918 г. даны по старому стилю, последующие — по-новому. Статья написана в основном по архивным документам ГАКО и БИКМ.
Н.П. Лошкарёва,
научный сотрудник
Боровского историко
-краеведческого музея

Императрица Александра Федоровна писала: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». И действительно Царь Николай и Царица Александра на протяжении всей их земной жизни на собственном примере учили детей милосердию, состраданию, братолюбию.


О «Духовно-нравственных аспектах воспитания детей в Царской Семье» в 2013 году участникам VIII Съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии рассказал клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, кандидат педагогических наук иеромонах Иероним (Миронов). Его работа вошла в Сборник докладов, который был опубликован по итогам Съезда по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

Вашему вниманию мы предлагаем текст доклада, в котором автор на примере Царской Семьи показывает принципы воспитания детей в современной семье.

Духовно-нравственные аспекты воспитания детей в Царской Семье

Самодержавные монархи редко имеют время излагать свои воззрения в пространных концептуальных документах. Монархи действуют на основе своего мировоззрения; они проповедуют действием, предоставляя другим теоретическое обоснование этих действий.

В допетровские времена образование и воспитание в России находились в ведении Церкви и духовенства, что определяло их национальный и религиозно-нравственный характер.

С Петра I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церкви и духовенству поручалось следить за делом религиозного и нравственного просвещения. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и других европейских стран. Но, несмотря на это, обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению Православной веры, своей Верховной власти и законному Правительству.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II либеральные реформы в образовании продолжились, и только Александр III ясно и определенно повёл русскую национальную политику в области просвещения. Его преемник государь-страстотерпец Николай Александрович видел себя продолжателем политики своего отца в этой области.


Не будет далеким от истины утверждение, что основные мысли «Московского сборника» К.П. Победоносцева, изданного в самом начале царствования (в 1896 г.), были тождественны с исходными взглядами царя. Так, во всяком случае, полагали современники этого издания.

«Московский сборник», касаясь вопроса о народном образовании, замечает: «Понятие о народной школе есть истинное понятие, но к несчастью его перемудрили повсюду новой школой. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать; но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей».

И самым ярким примером воспитания в этом духе детей может служить семья императора-страстотерпца Николая II.

Видеть в каждом человека... В Царской Семье это было не просто принципом, но образом жизни. Известные простота и скромность этой семьи не были наигранными, к тому же они вовсе не приносили ей популярности. Напротив, больше всего царя и царицу осуждали именно за эти качества. В личной жизни Царская Семья вообще не делала различий между социальными ступенями. Ценился в первую очередь человек, его индивидуальные качества.

Взгляды государя и его семьи на человеческие взаимоотношения были рыцарски благородными, чистыми, проникнутыми доброжелательством, и атмосфера, в которой протекала их домашняя, скромная однообразная жизнь, являлась тому наглядным доказательством. Во время семейных бесед их разговор был всегда далек от всяких мелких пересудов, затрагивавших чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из их сторон. Государь требовал от своих детей уважения и внимания к нуждам любого человека даже в мелочах, из которых, как известно, складывается целое.

Николай Дмитриевич Семенов-Тян-Шанский вспоминал: «Государь очень хорошо плавал и любил купаться. После продолжительной гребли на двойке в финских шхерах мы причаливали к какому-нибудь островку и купались. В этих редких случайных встречах государь проявлял необыкновенную простоту в общении. Когда мы были в воде, цесаревич, разрезвившийся на берегу (он не купался), сбил мои вещи, аккуратно сложенные на скамейке, в песок. Я начал было выходить из воды, желая подобрать вещи, так как был ветер, и их разбрасывало; Его Величество, обращаясь ко мне, сказал: «Оставьте вещи, Алексей их уронил, он и должен их собрать» - и, обращаясь к наследнику, заставил его поднять мои вещи».

Подумаем, а не упускаем ли мы наших детей именно в таких, незначительных на первый взгляд, мелочах, не позволяем ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?

Вот еще один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных ее проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову августейшим родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только сама государыня, но и ее юные дочери работали в госпиталях и посещали раненых.

Также воспитывали и сына. Чтобы показать мальчику, наследнику, реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению.

«Что касается детей, то долг родителей - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог», - писала императрица Александра Федоровна.

Но при этом царская чета оберегала детей от всего непотребного. Да, царевич и царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но они не знали мерзостей порока. Старшие царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран они могли ощутить - смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда похабники-караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.

В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Федоровна, не перешла в превозношение детей.

Чему же учила детей святая императрица Александра Федоровна? Из письма к дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей - быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей - это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...»

«Дети должны учиться самоотречению, - рассуждала императрица. - Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно - слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».


Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...

Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь... Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения... Всегда любить - это долг» (царица-мученица Александра Федоровна).

Зачем нужно послушание в детях?

Государыня Александра Федоровна не затруднилась бы ответить на этот вопрос. «Послушай, дорогая, - пишет она самой «трудной» своей дочери, Ольге, - ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Послушание нужно детям не для того, чтобы потешить родительскую гордыню, а чтобы научиться слушаться Бога; приобрести разумное послушание, т.е. христианскую добродетель, - одно из условий спасения. И если разумные родители проецируют детское послушание на высшее - на Бога, естественно, они будут стараться и сами вести себя по-христиански.

Обучая детей послушанию, императрица строга и последовательна: «Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила, - стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным, и ты не понимаешь его причины, но я-то её знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и папу и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил, был строг со мной». Совершенно верно: есть родительские требования, которые детьми должны, безусловно, выполняться. Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но четкими: раз нельзя - так нельзя. Однако почему в письме Александры Федоровны не ощущается духа приказа? Только материнские любовь и теплота. Потому что любовь определяла в жизни императрицы все, а менторство вообще было ей чуждо как христианке.

Царская Семья - это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию.

Весь внешний и духовный уклад быта Царской Семьи представлял собою типичный образец чистой, патриархальной жизни простой русской религиозной семьи. Все дети были воспитаны в условиях чрезвычайной скромности и простоты, приучались не любить роскоши. Император и императрица были верны принципам их собственного воспитания: походные кровати без подушек, холодные купания, простая еда (говядина, свинина, борщ и гречневая каша, вареная рыба, фрукты).

Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей. Царевич Алексей в парке Александрия, возле Петергофа, сам посеял, вырастил и убрал пшеницу.

Находясь в заточении, царские дети с отцом по своему желанию сами заготавливали дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега и т.д., причем делали это, как свидетельствуют их письма, с большим удовольствием.

Эти дети не жили в монастыре. Они вращались в миру полном роскоши и разврата, но оставались скромными и чистыми, как будто ничто грязное и жестокое не затронуло их души. Весь быт этой семьи оставался таким, дети росли в обстановке любви и чистоты.

Таким образом, детей в Царской Семье воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина. Пример воспитания в этой семье - не единичное явление, а целый пласт в нашей отечественной духовной культуре.

Список источников :

  1. Кравцова М.В. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников / М.В. Кравцова. М.: Благо, 2003. – 288 с.
  2. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Т. I / С.С. Ольденбург. Белград: Издание Общества Распространения Русской Национальной и Патриотической Литературы, 1939. – 384 с.
  3. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2005. – 448 с.

Экология сознания: Жизнь. Принципы воспитания в доме Романовых вполне могут стать пособием для воспитания будущих поколений.

Николай II:«Мне нужны нормальные здоровые русские дети»

В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

Великая княжна Ольга Николаевна

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме - не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Великая княжна мария Николаевна

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве» , писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулёзных больных, то посылала туда дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали медсёстрами в Царскосельском госпитале наравне с другими медсёстрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

Ефрейтор Русской армии Алексей Романов

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений. опубликовано

Тема воспитания детей раскрывается в книге «Царская семья. Возвращение» , вышедшей в феврале 2018 г. в Издательском Доме «СириуС» к 100-летию убийства Царской семьи.

Когда гости приходят к кому-то в дом, им показывают альбомы с семейными фотографиями. Во всяком случае, раньше так делали. Семейным альбом – бесценный документ, в котором отражена история семьи, запечатлены важные события. Моменты счастья, добрые воспоминания. Семейный альбом – безмолвный свидетель, порой говорящий больше, чем целые тома книг.

Давайте заглянем в семейный альбом Царской семьи.

Мы видим на фотографиях в фильме прекрасные, одухотворённый лики, исполненные красотой, чистотой, внутренним достоинством.

Последние кадры фильма напоминают нам о том, что вся семья вместе с детьми была убита в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. К этому вопросу мы вернёмся в конце лекции.

А пока поговорим о воспитании. Эта тема волнует каждого неравнодушного родителя: как же всё-таки правильно воспитывать детей?

Безусловно, в этом вопросе никто из нас не застрахован от ошибок. Но чтобы их совершать меньше и выбрать правильное направление в деле воспитания детей, мы знакомимся с опытом других семей.

И Царская семья являет собой образец такой семьи, с которой хочется брать пример.

Говорят, что судить нужно по плодам. Не по благим намерениям или красивым речам, а именно по результату усилий.

Плоды воспитания – это дети. Познакомимся с плодами.

Плоды воспитания

Перед вами на фотографии Императрица Александра Фёдоровна и две её старшие дочери в форме сестёр милосердия. Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна первым делом открыла во дворцах, принадлежащих семье, госпитали и склады для медикаментов. Вместе со старшими дочерьми он окончила курсы хирургических медсестёр. Ольге было в ту пору неполных 19 лет, а Татьяне 17 лет. Молодые девушки ассистировали на операциях, делали перевязки раненым.

Представьте картину госпиталя: кровавые раны, запахи, операции, длящиеся несколько часов…


Это на постановочных фотографиях всё красиво. Но будни были другими.

Как проходил день женщин Царской семьи?

Приведу воспоминания очевидца Анны Вырубовой, фрейлины и подруги Императрицы, которая вместе с нею окончила курсы медсестёр:

«Опишу одно такое утро. В 9 1/2 час мы приехали в госпиталь и тотчас же приступили к работе – перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и Великие Княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Объясняю себе тем, что она была врождённой сестрой милосердия...»

Ещё одно описание из воспоминаний А. Вырубовой:

«Началось страшно трудное и утомительное время. С раннего утра до поздней ночи не прекращалась лихорадочная деятельность. Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знаменья, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей.

Когда прибывали санитарные поезда, Императрица и Великие Княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь, с 9 час(ов) иногда до 3 час(ов) дня».

Кроме того, Ольга и Татьяна вместе с Александрой Фёдоровной посещала госпитали в западных и центральных городах России. Обе открыли комитеты, в которых, по словам генерала А.А. Мосолова, очень разумно и толково работали и председательствовали. Ольгинский комитет предназначался для помощи семьям фронтовиков и увечных воинов, Татьянинский комитет – для помощи беженцам. Этот комитет оказал помощь трём с половиной миллионам беженцев.

Напомню, что девушкам было 19 и 17 лет.


А чем занимались младшие княжны ? Они тоже трудились в госпитале. Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали их, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

И будучи столь юны, они были свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы» .

Таким образом, когда началась война – самое тяжёлой время для страны, Императрица, как истинная мать всего народа и своих детей, встала на переднем крае битвы вместе со своими детьми.

Можете ли вы привести примеры жён современных или даже не очень современных правителей, которые бы работали хирургическими медсёстрами с утра до ночи?

Поистине, история человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу.

А где же был в тяжёлое военное время самый младший ребёнок, цесаревич Алексей ?

Как истинный наследник престола, как мужчина, он вместе с отцом тоже находился на переднем крае битвы – на фронте. Когда отец взял сына в Ставку, тому едва исполнилось 12 лет (это возраст пятиклассника!). Алексей переносил все тяготы походной жизни наравне со взрослыми, участвовал в смотрах. И при этом продолжал учиться! На фронт вместе с цесаревичем поехали его учителя.

А теперь поставьте себя на место матери, которая должна отпустить на фронт своего 12-летнего сына! К тому же, ситуация обостряется тем, что мальчик болен гемофилией, несвёртываемостью крови. И от любой царапины или ушиба он серьёзно страдает и болеет.

И всё же мужчины находятся там, где им положено быть.

В конце августа 1915 года Николай Второй становится во главе русской армии, которая до этого терпела одно поражение за другим. Истощённые физически и морально бойцы, начинали сдаваться в плен десятками тысяч. Как пишет историк Антон Керсновский: «Если июнь месяц был месяцем кровавых потерь, то август 1915 года можно назвать месяцем массовых сдач. На Россию надвинулась военная катастрофа, но катастрофу эту предотвратил её Царь» .

Решение Государя принять на себя обязанности Верховного главнокомандующего вызвало острое недовольство как у либеральной части общества, так и у министров. Его пытались заставить отказаться от этого решения. Но Государь проявил твёрдую волю, его решение осталось неизменным.

И это было правильное решение. За короткий срок был преодолён общий кризис на Восточном фронте: налажено снабжение снарядами, оружием, продовольствием, поднялся боевой дух армии. В 1916 году «погибшая» русская армия ответила мощным наступлением. Император был уверен в предстоящей победе. Парад победы был назначен на лето 1917 года.

И всё это происходило на глазах у сына. Не это ли лучший пример для воспитания истинного наследника престола!

Британский политик У. Черчилль дал высокую оценку усилиям России и её Государя.

Надо отметить, что многие зарубежные деятели, среди которых были даже враги, оценили вклад Императора и Императрицы не только в победу России в Первой мировой войне, но в и развитие страны в целом. Но только не министры двора, не члены царской фамилии, не пресловутые либералы, всегда недовольные и осуждающие, всегда стоящие в оппозиции власти. По себе судили. Но сами не доросли до духовной и нравственной высоты Царской семьи.

Итак, как мы с вами увидели, родители воспитывали детей примером своей собственной жизни . Если они что-то утверждали на словах, то обязательно то же самое было явлено в делах.

Династический фактор

Родители – Николай II и Александра Фёдоровна, в свою очередь, воспитывались таким же образом, беря за образец жизнь своих родителей.

Согласитесь, что чем выше положение в обществе, тем больше ответственность. На руководителе страны лежит огромная ответственность. А если власть передаётся по наследству, то на родителе лежит ещё и ответственность подготовить детей к бремени власти.

300 лет понадобилось Дому Романовых, чтобы у России появился Николай Второй.


Вспомним, родоначальником царского рода Романовых является Михаил Фёдорович, который был, по сути, избран демократическим путём на царствование. В 1613 году представители всех губерний России собрались в Костроме в Ипатьевском монастыре, где и подписали Грамоту, в которой давалась клятва быть верными царю и всем его потомкам.

Михаил Фёдорович и практически каждый последующий царь улучшал Россию, приращивал её территорию, выводил на новый уровень. Почти два десятка государей сменили друг друга на троне за 300 лет. В них укреплялось чувство ответственности, чувство долга, преданность и любовь к Отечеству, выковывались определённые качества и черты характера: честь, преданность, чувство долга, забота о подданных, высокая работоспособность, умение масштабно мыслить, ставить высокие цели.

В жизни мы нередко встречали примеры, как в семье музыкантов, где музыкантами было несколько поколений, рождался гениальный композитор или исполнитель-виртуоз (например, династия Бахов, династия Штраусов). Как в семье учёных рождались дети, которые тоже становились учёными и делали гениальные открытия (династии Кюри, Бернулли, Паскалей, Капиц).

В династии каждый из потомков может взять от родителей и других предков всё самое ценное, развивать, совершенствовать, приумножать этот багаж и передавать его своим детям.

То же относится и к монархической Династии Романовых: Николай Второй явился тем представителем рода, кто сконцентрировал в себе лучшие качества монарха и человека.

Можно не сомневаться, что Алексей Николаевич, если бы не был убит, смог бы достойно продолжить царствование родителя и поднял бы Россию на небывалую высоту, на которой Россия смогла бы быть мировым лидером не только по экономическим показателям, но и лидером в духовном плане, задавая более духовный вектор развития для всего мира.

Таким образом, династический фактор в плане воспитания потомков играет важную роль . Вот почему так важно знать свои корни и опираться на свой род.

Процесс воспитания в Царской семье

Давайте коснёмся деталей воспитания , из чего всё-таки оно складывалось в семье Романовых.

Иногда на встречах нам говорят, что у царской семьи было гораздо больше возможностей, а потому нам никогда не воспитать своих детей таким образом. Давайте разберёмся.

Действительно, у царских особ в материальном плане были огромные возможности: они жили во дворцах, могли одеваться в роскошные наряды, украшать себя драгоценностями, позволить себе любой распорядок дня, путешествия. Т.е. жить в роскоши и неге.

Что мы видим на фотографиях? У женщин Царской семьи скромные платья, простые причёски, часто в руках – рукоделие.


Царь в буднях в простом рабочем мундире. Интерьер – самый простой, располагающий к работе. А работал Николай II часто далеко за полночь, что называется, до последнего документа. Говорил, что пока не расчистит стол от бумаг, спать не уходит.


Девочки жили по двое в комнате. Спали на простых жестких кроватях. Вставали рано. С утра принимали холодную ванную. Пища была самая простая, без изысков. Младшие девочки донашивали одежду старших.

Никогда дети не сидели без дела. В свободное время они занимались рисованием, рукоделием, музицировали, много читали художественной и духовной литературы. Пример им подавала Александра Фёдоровна, каждая свободная минута которой была занята рукоделием либо чтением книг. Многие вещи, сшитые или связанные руками княжон, предназначались не только для своих близких, но для бедных людей, для солдат и членов их семей.

Нередко Александра Фёдоровна устраивала благотворительные базары, немалые средства с этих мероприятий шли на поддержку разных благотворительных дел. Сама воспитанная в правилах заботы о людях, императрица к тому же приучала и детей. Личные средства шли не на наряды и драгоценности, а на поддержание работы 33-х благотворительных комитетов, организованных Императрицей. Также и Николай II никогда не оставлял без внимания ни одно прошение об оказании помощи.

Дети в этом следовали примеру родителей. Так, княжна Ольга, когда получила право в 20-летнем возрасте распоряжаться частью своих личных денег, первым делом обратилась к родителям с просьбой разрешить ей оплатить лечение ребёнка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребёнка, ковыляющего на костылях.

Дети много учились. Причём не только в первой половине дня, но и после обеда и прогулки. Их образовательная программа была гораздо шире, чем в школах того времени и даже чем во многих современных нам школах. И в этом, конечно, большие возможности для царских особ. У них были лучшие учителя, которых мать сама подбирала для образования детей.

Но перед ними была и огромная ответственность: каждая из княжон в потенциале могла стать супругой представителя высшей власти в другой стране, т.е. королевой, либо занимать высокое положение при любом европейском дворе, либо оставаться в России и приносить стране пользу на выбранном поприще.

Пропустить занятия дети могли только по болезни или в связи с важными государственными событиями. Обладая многими возможностями, царские дети не имели других возможностей, которые имеют дети из обычных семей: они не могли гулять, сколько хочется, идти, куда захочется, проводить время в праздности, в неподходящих компаниях, шумно себя вести, дерзить старшим… Высокое положение налагает свои ограничения.

Друзьями царских детей были не те, кто имел высокое положение в обществе, а прежде всего те, кто обладал качествами добронравия. Нередко в друзьях у детей были дети слуг.


Цесаревич Алексей был очень привязан к своему «дядьке» матросу Деревенько. Он внимательно следил за жизнью простых людей. Цесаревич говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Дети воспитывались в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку и никогда не кичились своим высоким положением. Государь всегда повторял:

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Поскольку отец в связи со своими императорскими обязанностями был большую часть времени занят, основное время с детьми проводила мать.


Всех своих детей Александра Фёдоровна сама вскормила грудью, хотя в дворянских семьях в ту пору было принято привлекать кормилиц. И потому в прямом смысле с молоком матери дети получили тепло и силу любви.

К каждому из своих пятерых детей Александра Фёдоровна находила свой особый подход, в соответствии с особенностями характера детей.

В Александре Фёдоровне сочетались замечательные качества, так необходимые в воспитании детей. У неё была «адамантовая» (алмазная) сила воли, как отмечали знавшие её люди. Твёрдость и строгость в сочетании с внутренней нравственной чистотой и духовностью являлись той основой для детских душ, благодаря которой и создавались лучшие условия для их роста и развития, и никакая грязь мира не могла их испачкать.

Вот лишь некоторые правила, которые Императрица прививала детям:

– простота и скромность во всём,

– чуткость по отношению к людям и их нуждам,

– умение осознать, если не прав, и попросить прощения после грубости и непослушания,

– никаких сплетен и пересудов,

– отсутствие высокомерия.

Императрица вела дневник, записывая в него цитаты из книг, близких её сердцу, и свои размышления. Всё, что Александра Фёдоровна когда-то записала в свой дневник, – всё применила она в своей жизни.

Вот как достигалась для неё семейная гармония:

«Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб».

«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо только с любовью. В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе».

Эти строки звучат актуально и в наше время.

Давайте посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души», созданный по книге «Покаяние спасёт Россию. О Царской семье».

Атмосфера в семье

На примере царской семьи мы видим, что независимо от социального статуса или возможностей семьи, истинная гармония в семье создаётся всеми членами семьи и, конечно, в первую очередь, неустанными стараниями родителей, особенно женщиной.

И основой таких взаимоотношений является любовь.


Надо сказать, что женились Николай Александрович и Александра Фёдоровна по любви , что являлось в то время небывалой роскошью для царственных особ, большинство которых вынуждены заключать браки по расчёту.

Они прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачила ни одна ссора или серьёзная размолвка. И через годы после свадьбы они любили друг друга как молодожёны.

И в этой атмосфере любви росли их дети.


Приближённые вспоминали:

«Трогательная была их любовь и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда я не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с Государем или совместное чаепитие считалось праздничным событием».

Ещё одно воспоминание очевидца, отражающее очень важную особенность царской семьи:

«Во время Семейных бесед их разговор всегда был далёк от всяких мелких пересудов, затрагивающих чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком общении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намёка на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, они не сплетничали ни о ком ».

И ещё одно важное обстоятельство. Жизнь царя и царицы была пронизана не только взаимной любовью, но вся озарена любовью к Богу.

Государь делал многое, для того чтобы народ имел веру в Бога. При нём было построено 30 300 храмов, открыто 429 монастырей.

Именно во время его правления были возобновлены канонизации святых после 200-летнего перерыва. Одной из самых значимых является канонизация святого Серафима Саровского, состоявшаяся по личному требованию Николая II в 1903 году.

При Николае II было канонизировано больше святых, чем при любом из Романовых, построено больше храмов, чем при любом другом правителе и открыто рекордное количество монастырей.

Подведём итог , что же главное в воспитании детей (на примере Царской семьи):

– создание пространства любви, заботы, условий для раскрытия лучших качеств ребёнка (на первый план выходит нравственность и чистота во всём, именно это должно быть красной нитью в процессе воспитания);

– учить детей примером своей жизни: образ жизни родителей гораздо важнее, чем применение назидательных слов или наказаний, поскольку дети просто впитывают и копируют в своих поступках этот пример;

– привить чувство ответственности, чувство долга не только перед своими близкими, но перед другими людьми, Родиной, планетой;

– вера в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со смирением и любовью.

«Любовь сильнее смерти»

Этой сплочённой, дружной семье выпало на долю пережить страшные потрясения.

В марте 1917 года после мнимого отречения Николая Второго от престола вся семья оказывается арестантами в собственном доме. После чего последовали мучительные, полные унижения месяцы ссылки сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге.

Семья сохраняла высочайшее достоинство, старались жить обычной жизнью, насколько это было возможно.

В письме из Тобольска Ольга передала последние слова своего отца, обращённые к людям:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге семья Романовых была убита.

Старцу-прозорливцу Николаю Гурьянову было дано увидеть духовным взором последние часы жизни Царской семьи. Он сообщал, что семья была не просто убита, их долго мучали – мучали детей на глазах поседевших от горя родителей.

По свидетельству старца, последними словами Государя были слова Иисуса Христа: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Царскую семью к лику святых царственных страстотерпцев. Но до сих пор в России нет того признания Царской семьи, которое заслуживают эти выдающиеся люди.

Заключение

Пока мы не осознаем, насколько члены Царской семьи были нравственно чисты и духовно возвышенны, ничего в России не изменится к лучшему.

Мы должны осознать всю тяжесть сотворённого. Грех цареубийства лежит на всех: и на тех, кто убивал, и на тех, кто отдавал приказы, и кто не защитил, и кто делал вид, что его это не касается… И на нас, как потомках всех этих людей, тоже лежит этот грех.

Мы должны осознать, что убийству Царской семьи предшествовал другой тяжкий грех – грех предательства. Многие позарились на деньги, на посулы должностей. Алчность и жажда власти привели к государственной измене и перевороту, и лишь потом на этой «благодатной» почве власть захватили большевики. А затем последовали гражданская война, голодоморы, репрессии, концлагеря… Многомиллионные жертвы народа – как расплата за совершённый тяжкий грех. Не слишком ли дорого мы заплатили, чтобы искупить эту вину?

Без осознания причин и их последствий мы будем продолжать совершать те же ошибки.

Мы должны осознать, что в течение 100 лет нашей истории мы шли не туда, что нельзя было убивать ни в чём не повинных царя и его детей.

И когда каждый придёт к такому выводу, то есть совершит практически перемену ума в связи с событиями 100-летней давности, тогда и произойдёт покаяние нации , ведь покаяние и означает перемену ума, осознание.

17 июля 2018 года – дата 100-летия со дня зверского убийства Царской семьи. Это важный рубеж, который стоит перед страной и народом. Мы должны признать ошибки наших прадедов и перестать повторять ложь и клевету. Мы должны перестать смотреть на Царскую семью глазами их убийц. Мы должны признать высокую нравственность и культуру Государя Николая II и его семьи, осознать их огромный вклад на благо своей страны, безусловную ценность их жизни для России.

Именно после этого что-то начнёт изменяться в России к лучшему.

Символическое возвращение Царской семьи – это наше возращение к идеалам нравственности, чести, достоинства, благородства, порядочности во всех сферах человеческой деятельности.

Новые факты на смену старой лжи:

Царская семья. Возвращение / авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2018. – 200 с.

Принципы воспитания детей в царской семье на примере династии Романовых... Как сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность...

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.

Основные принципы воспитания детей

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими .

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.

Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность.

Полезный материал:

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.

Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла . Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Роль труда и физической культуры

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота.


С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Похожая статья:

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.