Старший дошкольный возраст при воспитании патриотических чувств. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Отдел образования муниципального образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.

Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника - это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Моя родина

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».

Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина - это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.

Любить Родину - это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины - основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:

  • эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
  • прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе ;
  • подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа;
  • толерантного отношения к другим людям;
  • нетерпимости к проявлениям социальных пороков.

Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Патриотизм включает в себя:

  • содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

  • до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития - это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.

В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности - это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников - это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИАТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста?

Внимательные наблюдения за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим.

Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в свободной изобразительной деятельности, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о трудовых подвигах людей, о героях войны, о жизни разных народов. Показательны в этом отношении и игры детей. В них отражаются все яркие события жизни страны. Например, в 30-40-е годы дети играли в челюскинцев, в строителей Днепрогэса, в военные и послевоенные годы они «становились» Матросовым, Космодемьянской, а сегодня дети играют в космонавтов. Дети старшего дошкольного возраста могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств страны, и они хотят это делать. В период Великой Отечественной войны ребята посылали на фронт свои рисунки, поделки, выступали с концертами перед ранеными.

Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Иногда впечатления детства могут быть связаны с восприятием серьезных социальных явлений, и это тоже формирует мироощущение, отношение к окружающему. Наша действительность богата яркими событиями, которые не могут не вызвать интереса у детей, не могут не остаться в их памяти.

Отец впервые взял сына на демонстрацию, когда ему было всего 4 года. Ребенок еще не понимал, что такое демонстрация, но хорошо запомнил общее ликование, яркие краски, смех, хорошее настроение окружающих людей. И хотя его ‘ум еще недостаточно был подготовлен к оценке происходящего, впечатления уже формировали отношение к миру. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главного или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,- это и есть его Родина и что быть Россиянином - большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

В детском саду такие беседы лучше проводить с небольшими группами детей, чтобы сохранить интимность обстановки. Это побуждает ребят к откровенности при выяснении интересующих их вопросов. В таких беседах важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к фактам, событиям, о которых он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, заинтересованность и малейшую фальшь в отношениях, безразличие. Воспитателю следует избегать многословных объяснений. Гораздо большую роль играет удачная реплика, правильно подобранный эпитет.

Дети пришли в парк. Осень. Желтые листья медленно падают с деревьев и покрывают землю золотым ковром. Голубое небо отражается в зеркале пруда. – Посидим тихонько, посмотрим вокруг,- говорит воспитатель. (Дети садятся на скамейку, любуются осенней природой.) - Как хорошо в нашем парке,- продолжает педагог.- И день сегодня такой красивый…

Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах - Это платье золотое У березы на плечах.

Утром мы во двор идем - Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето

Потом можно поиграть, побегать, собрать букет осенних листьев. А когда, вернувшись с прогулки, дети будут рисовать, то на их рисунках на тему «Наш парк» непременно окажутся и «паутинки с паучками в серединке», и пруд, и «платье золотое у березы на плечах».

Совсем другим будет разговор педагога с воспитанниками, когда речь пойдет о событиях, вызывающих гордость и восхищение достижениями россиян. «Дети, вы слышали? Снова наши космонавты полетели в космос! Вот их фотографии в газете - посмотрите. Трудная работа им предстоит и в этот раз». И педагог коротко рассказывает ребятам о задании, которое должны выполнить космонавты, выражает свое восхищение их смелостью, советует детям слушать радио, чтобы знать, как проходит полет, как чувствуют себя герои.

Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, затем - к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что, воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любите родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним - все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Мать получила премию. Отец поздравляет ее и объясняет шестилетней дочери, что маму наградили за отличную работу, за то, что она вместе с другими работницами соткала столько ткани, что ее хватит на платья всем девочкам, воспитателям, няням, поварам детского сада. Вот какая мама! И у дочки рождается гордость за свою маму, она видит в ней не только любимую маму, но и человека из того большого мира, который так интересует ребенка и войти в который он так стремится.

У многих детей есть бабушки и дедушки. Дети любят их, привязаны к ним. Но знает ли внук, что у дедушки есть ордена и медали? За что он их получил? Каждый орден и медаль - это рассказ о героизме русского человека.

В одном из детских садов перед 8 Марта детям дали задание спросить у бабушки, что она делала в годы войны. Нужно было видеть удивленно-восторженные глаза детей, когда они потом рассказывали о бабушках: «Моя бабушка в деревне прятала партизан от фашистов!», «А моя - работала на заводе, где делали танки для фронта». Другими глазами дети стали смотреть на своих бабушек, стали чаще расспрашивать их о том, как они воевали, работали.

Расширить интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию еще большей любви к родителям, и воспитанию любви к своей стране.

Тот же принцип - через малое к большому - следует сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу или селу. Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле - частица Родины. Хорошо, если дошкольники будут знать, какие заводы, фабрики есть в городе, узнают о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну. Знакомя детей с родным городом, селом, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторический памятник, поклониться погибшим героям. Мысль, что родной город, село дороги и интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Они отражают сущность нашего общественного строя, психологию народа. Например, стало традицией отмечать праздник Масленицы, Рождество, Пасха, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, встречи ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни народа, всей страны. Приобщение к традициям происходит постепенно. Сначала ребенок воспринимает отдельные факты, затем с помощью взрослых обобщает их.

Воспитатель может посоветовать родителям в День Победы, в День Российской Армии или в другой важный для семьи день (проводы в армию старшего брата, день рождения, поступление в школу) пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.

Одна из задач патриотического воспитания - уважение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига. Педагог может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булочки, бублики, хлеб белый, черный… Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? И не только в наш магазин - булочных в городе много. С этого воспитатель может начать свою беседу о труде хлебороба.

В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди различных специальностей: комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, испекли хлеб пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 7 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.

Пользуясь приемом сравнения надо рассказать детям подготовительной к школе группы о том, что во многих странах трудящимся живется тяжело, что труд их не пользуется почетом, как у нас. В таком разговоре необходимо соблюдать чувство меры, осторожность и тактичность. Достаточно небольшой иллюстрации к фактам, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою страну, уважение к трудовому человеку, в какой бы стране он не жил.

Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Но не менее сильным средством воспитания любви к Родине, так же как и воспитания гуманных чувств, может стать художественная литература, искусство.

У нас создано для детей много высокохудожественных произведений разных жанров: стихи, рассказы, очерки.

Своеобразная энциклопедия для детей - книга С. Баруздина «Страна, где мы живем».

Книга «Страна, где мы живем» читается детям в течение длительного времени не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать, усвоить. Пусть они не запомнят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появится представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная, дружная.

После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль и нефть, как растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыбаки. Обо всем этом им расскажут другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. С особым пафосом, с, подъемом читают дети стихи С. Михалкова:

Мы видим город Петроград

В семнадцатом году:

Бежит матрос, бежит солдат,

Стреляют на ходу…

Стихи запоминаются мгновенно, меняется выражение лица, осанка чтеца - ребенок преображается, что объясняется доступностью детям данного стихотворения и по мысли, и по чувствам, которые оно пробуждает.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие.

Одна из любимых книг детей - книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма..

Важно правильно определять время чтения того или другого произведения, учитывать настроение детей, предыдущую деятельность, т. е. делать все для того, чтобы произведение воздействовало на ребенка в большей мере. Например, воспитатель привел детей к могиле Неизвестного солдата, ребята возложили цветы, постояли молча. Здесь можно прочесть такие стихи М. Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указаны отдельные произведения русских классиков, с которыми воспитатель знакомит всех детей. Однако этот список можно расширить. Педагог может посоветовать родителям, почитать дома и другие книги этих писателей, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа.

Что может знать о своей стране ребенок старшего дошкольного возраста, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к Отечеству стало осознанным и прочным?

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма.

Детям необходимо знать о сегодняшней жизни Родины. Это и борьба за мир, в которой принимают участие дети и созидательный труд русских людей, направленный на преобразование нашей страны.

Нужно рассказывать детям и о будущем нашей страны, о том, какие будут построены дома, машины. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя (пусть пока в воображении) активными гражданами своей страны.

Опираясь на эти ведущие положения при отборе знаний о стране, можно составить примерную программу обучения детей старшего дошкольного возраста: они должны знать, что Россия - многонациональное государство, что необходимо жить в мире и дружбе с людьми разных национальностей.

Воспитатель расскажет детям, какая разноцветная наша земля: зеленые леса, серая тундра, желтая пустыня, синие моря и реки. Страна у нас богатая: есть и уголь, и золото, и нефть; есть и хлопок, и пшеница, и лен. Самые большие машины делают в нашей стране. Самые сильные ледоколы - «Ленин», «Сибирь», «Арктика» - советские. Первые космонавты - советские. А какие игрушки для детей делают народные умельцы! Не во всех странах мира детям живется так хорошо, как у нас. Есть чем гордиться гражданину России.

Как же нужно организовать педагогический процесс, чтобы дошкольники усвоили необходимые знания о стране и чтобы одновременно велась работа по воспитанию патриотических чувств?

Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного материала. На каждую тему выделяется определенное время, часто оно приурочивается к знаменательным датам. Темы в течение года повторяются, продолжаются, между ними устанавливается логическая связь. Тематическое планирование способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения однотипных переживаний. Такое повторение делает переживания ребенка более глубокими, прочными. Но при этом следует опасаться эмоциональной адаптации, т. е. привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а снижение интереса, затухание чувств. Поэтому, приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все возникающие у детей в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство - любовь к Родине. Так, разные по содержанию и по своей эмоциональной направленности темы: «Природа нашей страны», «День рождения страны», «Советская Армия - защитница Родины» и т. п. - раскрывают одно понятие -«Родина» и способствуют пробуждению патриотических чувств.

На музыкальных занятиях дети слушают русскую народную музыку, музыку народов мира, разучивают пляски, национальные игры. Важно, чтобы музыкальный работник, действуя в тесном контакте с воспитателем, при планировании своей работы учитывал, что узнают дети на других занятиях.

Главную эмоциональную нагрузку несут слово педагога, художественные средства - музыка, картины, художественная литература.

По всем темам нужны занятия, на которых закрепляются знания детей. Они должны проходить в живой, увлекательной форме, например в форме составления детьми программы концерта из известных произведений о Родине, о воинах, о подвигах. На таких занятиях дети в непринужденной обстановке показывают, что они знают, высказывают свое отношение.

Проверить уровень знаний детей и правильность сформированных отношений можно и в деятельности, например при оформлении зала к празднику.

Итоговые занятия можно проводить не только в форме беседы, составления рассказов, программы концерта, пересказа произведений и т.* п. Это может быть и изобразительная деятельность детей или устройство выставки картин, поделок на определенную тему. На таких занятиях надо дать ребятам возможность высказать свое отношение к событиям, явлениям.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении побольше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к ее богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка-дошкольника невелики и несложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

В патриотическом воспитании дошкольников важное место занимают игры. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познавать окружающий мир, быть его участником. В ролях, пограничников, рабочих, врачей, учителей дошкольники приобщаются к событиям, происходящим в стране.

Педагог, использующий игру как средство патриотического воспитания детей, должен обращать внимание дошкольников- на соответствующие явления окружающей жизни, подбирать художественные произведения и стараться донести их содержание до сознания детей, чтобы оно вызвало у них необходимый эмоциональный отклик, желание играть; педагог должен также продумать возможное содержание игры и те разнообразные роли, которые дети могут брать на себя в игре. Кроме того, он должен обеспечить детей игрушками, необходимыми атрибутами, помогать им советами, предложениями.

В коллективной игре дошкольники становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, о традициях и обычаях наших народов.

Выставки к праздничным датам, выставки бытовых предметов разных республик дают возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять события общественной жизни. Такая форма работы не только способствует закреплению знаний детей, полученных на занятиях, но и создает условия для формирования нравственно – патриотических чувств. Дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, о различных событиях, учатся правильно оценивать значение праздников. Эта форма работы помогает к тому же интересно организовать в свободное время деятельность детей, направив ее на решение основных задач патриотического воспитания.

Конечно, невозможно в один раз рассказать все стороны патриотического воспитания. Но хотелось бы, чтобы воспитатели не забывали, что они первыми знакомят детей с Родиной, с окружающей действительностью. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное - зародить в ребенке это великое чувство - быть гражданином своей страны. Быть настоящим – Россиянином.

«Воспитание чувства

патриотизма у

дошкольников»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад к/в №8«Аистенок»

Гончарова О.В.

г.Мичуринск

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Что такое любовь к Родине, к Отечеству? Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Любовь к Родине – это такая любовь, о которой и не подозреваешь потому, что человек рождается с ней. Человек растет, взрослеет, но привязанность к родным местам остается на всю жизнь.

Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего края. Это выражение глубокой любви ко всему, что с ранних пор вошло в сердце, как самое дорогое.

Историческая память народа – непреходящая ценность: она передается от поколения к поколению, знаменуя собой продолжение жизни.

Каждого интересует история родного города, как жили далекие и близкие предки, что обретали, что теряли, отсчитывая век за веком.

Это наша земля, это наша история. И не найти нам достойного пути в БУДУЩЕЕ, если не проникнемся чувством сыновней любви ко всему, что есть доброго на родной земле. А основы такого отношения к окружающей действительности закладываются в период дошкольного воспитания.

Перед нами педагогами и родителями стоит важная задача –

приобщить детей дошкольного возраста к истории Отечества. Научить их задумываться над тем, что значит: «Я – Мичуринец» - знать, с чего начинается малая Родина, свои истоки. Главная идея - возрождение

духовности семьи, изучение и внедрение в быт народных традиций, знакомство с историческим прошлым родной земли, воспитание

чувства патриотизма.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине, именно пробудить, а не навязать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Начиная работу в данном направлении, педагог, прежде всего сам, должен выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Любой край, область, город, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа, множество заводов и фабрик, свои знаменитые люди. Дети должны знать и героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.

Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край. Однако необходимо, чтобы у детей сложилось правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны – России, в которой они живут.

Перед воспитателем всегда стоял вопрос, какие методы и приемы использовать при ознакомлении с историей родного города. На мой взгляд, ошибочно начинать знакомство с прошлым города. Это может внести путаницу в головы детей. Целесообразно начать историческое образование с последнего столетия. И только после того, когда дети хорошо усвоят эти знания, вернуться в период зарождения (образования) города.

Наиболее оправданными методами при ознакомлении с малой Родиной можно считать следующее:

a ) Организованные прогулки и экскурсии. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, перед посещением, например, музея, рекомендуется заранее познакомить их с наиболее яркими экспонатами музея. Предупредить детей заранее о походе в музей, обставьте это с торжественностью и идите в музей с приподнятым настроением. В зале необходимо сразу подойти к тем картинам, которые знакомы, сделайте так, чтобы они сами узнали.

Важно не перегружать ребенка впечатлениями, терминами непонятными для него. Поэтому важна подготовка:

Наблюдения;

Рассказ воспитателя или непосредственных участников событий в

сочетании с рассматриванием иллюстраций, чтением художественной литературы, слушанием музыки и т.д.;

Совместное участие детей, взрослых, родителей в благоустройстве своего города;

Закрепление знаний детей в деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, праздники, викторины и т.д.

б) Особый подход в воспитании чувства патриотизма необходим в младшей группе. Ознакомлению детей с историей Отечества предшествует знакомство с понятием времени. Сначала нужно дать ребенку возможность разобраться в том, что означает «вчера», «на прошлой недели». Ему понадобиться некоторое время, однако он научиться, довольно быстро располагать в хронологическом порядке какие – либо периоды времени. Поэтому в первую очередь нужно научить делить время на отрезки. Тут надо придерживаться определенной системы и не спешить.

I этап – прошлое ребенка (работа с родителями).

Желательно взять альбом с фотографиями, располагая события в хронологической последовательности и объявить, что ребенок услышит свою собственную историю. (Вначале совсем маленький – начал садиться – теперь самостоятельно ест, вот научился ползать – вставать – ходить и т.д.)

Дети очень любят слушать рассказ про них самих и просят говорить об этом почаще. А потом сам будет рассказывать свою ИСТОРИЮ.

II этап – история родителей . Объяснить ребенку, что родители тоже были маленькими, т.е. повторяя историю самого ребенка. Показать, что жизнь в то время отличалась от теперешней: разная одежда, транспорт и т.д. Ребенку иногда трудно поверить, что родители, когда – то были тоже детьми.

III этап – история дедушек и бабушек .

Рассказать надо по той же схеме, что и о ребенке. Необходимо растолковать детям, что все люди сначала были детьми, имели родителей, которые раньше были детьми и т.д.

IV этап – история семьи .

Выстроить историю ребенка, родителей бабушек и дедушек на отдельных фотографиях и дать ребенку самостоятельно выстроить события в хронологическом порядке.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного города необходимо проводить параллельными блоками.

I блок. Занятия по познавательному развитию.

1. «Мы и наши имена» - дети рисуют свой портрет; фотографии.

2. «Я и моя семья» - генеалогическое древо.

3. «Моя улица» - экскурсия, беседа, зарисовка по памяти.

4. «Мой дом» - беседа, зарисовка по памяти.

5. «Мичуринск – современный, красивый город» - экскурсия.

6. «Его имя носит город», «Город – сад», экскурсия в дом – музей

Мичурина.

7. «Творчество А.М. Герасимова» - экскурсия в дом – музей Герасимова.

8. «Герои – земляки», «Они защищали Родину» - беседа,

Экскурсия на площадь Славы, возложение венка к Вечному огню.

II блок. Экологический.

1. «Куда бежит река Лесной Воронеж» - работа с картой.

2. «Лес словно терем расписной» (деревья) – наблюдения на прогулке.

3. «Кто, кто живет в лесном теремочке» - животный мир Тамбовской области - рассматривание фотоальбома, экскурсия в краеведческий музей.

4. «Жители подводного царства» - рассматривание фотоальбома.

5. «Путешествие в Панский лес» (знакомство с запрещающими знаками) - экскурсия в лесопарк.

III блок. Изодеятельность

1. «Моя улица» - передавать образ своего дома.

2. «Мой город» - знакомство с выдающимися людьми.

3. «Мичуринские узоры» - знакомство с Козловским промыслом.

4. «Козловский женский костюм».

5. «Русская вышивка» - символы русской вышивки.

6. «Рушники».

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать необъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группах, создаваемая педагогами.

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания, старшего и подготовительного к школе возраста - уголки нравственно-патриотического воспитания и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Уже в младших группах предусматривается приобщение к народной игрушке - пирамидке, матрешке, неваляшке, каталкам и др. Малышей в этом возрасте знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством. Хохломы, Городца, Дымковской, Филимоновской игрушкой.

Декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что приобщение детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски до театра – вот путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы».

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Патриотизм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни,”- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достопримечательностями.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется -- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств - это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения их знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирования умений и навыков нравственного поведения, развития потребности в деятельности на общую пользу.

Дошкольное учреждения призваны сформировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к социальной действительности, начала патриотизма.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития. Психологи (А.А. Люблинская, В.А. Крутецкий, Ш.А. Амонашвили и др.) отмечают особенности психического развития личности ребенка данного возраста, которые необходимо учитывать при осуществлении патриотического воспитания.

Дошкольник мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

В патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру как ведущую деятельность дошкольников. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, различные игровые моменты.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

Задачи патриотического воспитания дошкольников

1. Формирование у детей системы знаний (представлений и понятий) о своей Родине.

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события, происходящие в общественной жизни страны.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, накоплению опыта действенного отношения к окружающему, формированию потребности быть полезным другим людям.

Путь воспитания любви к Родине выстраивается в логике «от близкого к далекому»:

– любви к родителям, близким людям;

– любовь к родному дому;

– любовь к детскому саду;

– любовь к улице, на которой живешь;

– любовь к родному городу (селу);

– любовь к родной стране.

23.Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание дошкольников целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни.

Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

единство в понимании красивого, доброго, правильного;

целостное восприятие содержания и формы;

способность к соучастию и сопереживанию;

непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3.Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

В педагогической деятельности применяется комплекс художественно- эстетических средств:

окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);

искусство (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, архитектура);

собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная деятельность, дизайн).

Методы эстетического воспитания:

· метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

· метод эстетического убеждения;

· метод сенсорного насыщения;

· метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

· метод разнообразной художественной практики;

· метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

· метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

· метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формы эстетического воспитания дошкольников

· самостоятельная художественная деятельность детей;

· организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке и др.;

· экскурсии в природу, к памятникам, в музей и т. д.;

· театрализованные игры и игры-драматизации;

· праздники и развлечения.

«Программа художественного воспитания в детском саду» (авторы Т.Б. Братская, С.М. Кобренкова, Л.В. Кузьмичева, Н.И. Москаленко). Цель – развитие творческих способностей детей 5-6 лет средствами разных видов художественной деятельности: ознакомление с искусством, художественно-речевая, театрально-игровая, художественно-изобразительная и музыкальная деятельность.

Ø «Семицветик»

Ø «Дети в музее»

Ø «Войди в мир искусства».

Ø «Цветные ладошки»

Большой научный вклад в развитие изобразительного детского творчества внесли исследователи белорусские Е.В. Горбатова, Л.Б. Горунович, В.А. Силивон, а также Т.С. Комарова, О.С. Калинина, Р.А. Мирошкина и др.

Красота окружающего мира раскрывается перед дошкольниками средствами литературного творчества в работах исследователей белорусских Н.С. Старжинской, Д.Н. Дубининой, а также Т. В. Алиевой, Т.Б. Лепехиной, С.М. Яковлева.

Детская театральная деятельность как одно из средств эстетического воспитания исследовалась В.А. Артемовой, З.И. Калинкевич, Е.А. Соловьевой, Н.А. Сорокиной.

Природа как средство эстетического воспитания углубленно рассматривается в работах Н.С. Веретенниковой, Н.Г. Каленцевой, Л.Я. Панкратова, Е.К. Янакиева.

В области развития музыкальной деятельности дошкольников плодотворно работают исследователи белорусские О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль, Г.А. Никашина, Л.С. Ходонович, а также О.П. Радынова, А.И. Смирнова, Г.Е. Франио, Е.Н. Царько.

Вопросу взаимодействия искусств в формировании личности старшего дошкольника посвящено исследование Р.М. Чумичевой.

Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.