Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятия "Жили-были овощи" Занятие д с средняя по литературе овощи

«Жили –были овощи»

Конспект НОД в старшей группе с использованием современных образовательных технологий:

Здоровье-сберегающая технология: (динамическая пауза игра с движением; пальчиковая гимнастика); использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, на стульчиках, за столом)

Игровая технология: дидактические игры, упражнения.

Исследовательская технология: наблюдения; элементарный опыт, моделирование, экспериментирование.

Социально-коммуникативное развитие:

    Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.

    Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.

Речевое развитие:

1. Закрепить название овощей.

2. Упражнять в составлении описательного рассказа об овощах по предложенному плану, схеме: Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?

3. Развивать тактильную память; зрительное внимание.

Познавательное развитие:

1. Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Закреплять знания об овощах и их пользе для человека.

Предварительная работа.

Разучивание пальчиковой гимнастики по стихотворению Юлиана Тувима «Овощи», рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Дегустация овощей. Разукрашивание контуров овощей. Просмотр мультфильма «Ослик-огородник», Чтение рассказа Н. Подлесовой “Трусливый огурчик”. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Материал:

1. Музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»

2. Натуральные овощи для игры в «Чудесный мешочек»

3. Литература об овощах: стихи, загадки.

4. Тарелочки с нарезанными кусочками овощей.

5. Картинки и фотографии овощей.

6.Дидактическая игра «Собери картинку» «Собираем урожай»

7. Пластилин. Дощечка для пластилина, стеки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь». Дети становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём конверты с заданием.

Ребята, посмотрите, здесь на грядке какие-то письма. (Воспитатель берёт один из конвертов). В нем задание. Надо из частей собрать целое. Игра «Собери картинку» (Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)

Как можно это назвать одним словом, то что вы собрали?

Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие овощи вы еще знаете?

Где растут овощи?

Основная часть.

Дети с ковра пересаживаются на стульчики.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д.)

Ребята, смотрите волшебный мешочек. Давайте посмотрим что в нём. Будем на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано и класть на стол.

Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. По возможности объясняют, как догадались).

Составление рассказа об овощах.

Сейчас каждый из вас возьмёт понравившийся овощ и расскажет о нём. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить? (Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)

Предполагаемые овощи: морковь, лук, свекла, помидор, огурец, горох, кабачок.

А сейчас мы поиграем в очень вкусную игру. Дегустация овощей.

Игра «Угадай на вкус» Дети с закрытыми глазами узнают овощ на вкус.

А вы знаете чем полезны овощи?

Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (Шагают пальчиками по ногам.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по правой, левой ладони.)

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу.

ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (Попеременно прикрывают ладонью кулачок, то на правой, то на левой руке).)

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)

ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Круговое движение правой ладонью по животу).

Игра Доскажи словечко.

Ход игры:

Воспитатель читает текст, дети отгадывают.

Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)

А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).

Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).

Игра с движением “Ослик”.

(Дети встают в хоровод В кругу обруч зелёного цвета (огород), в обруче муляжи или натуральные овощи по количеству детей, игрушка-ослик)

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит,(дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо)

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.(останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают плечи)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква, (отводят левую (правую) руки в сторону):

Снизу - свежая трава, (приседают, вытягивая руки вперёд)

Сверху - сочная ботва. (поднимаются на носки, руки – вверх)

Давайте поможем Ослику собрать урожай. Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать.(Использование картотеки-загадок про овощи)

Дети отгадывают загадки, отгадавший ребёнок, берёт овощ и кладёт его в корзинку, проговаривая: “Я сорвал баклажан…Я выкопал картошку…”

Лепка овощей из пластилина.

- Асейчас мы сядем за столы, и каждый из вас вылепитлюбой из овощей. Не забудьте выбрать нужный цвет, чтобы каждый догадался у кого какой овощ. Оценка работ детьми. Вылепленные овощи складываем на блюдо.

Итог занятия.

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.

Заведующая МБДОУ №13 ________________________ ______________________

Расшифровка Подпись

Конспект ОУД в средней группе по художественной литературе

Тема: чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Цель: познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи»

Задачи:

Образовательная: закрепить обобщенные представления детей об овощах; Учить детей отгадывать загадки синквейн об овощах.

Развивающая: развивать представление об их незаменимости в питании человека;

Воспитательная : в оспитывать бережливое отношение к овощам.

Словарная работа: «кипели кипели в крутом кипятке», базар.

Қос тілділік бөлшек: картофель – қартоп, капуста – қырыққыбат, морковь – сәбіз, свекла - қызылша, горох – бұршақ.

Ход ОУД

Ребята я предлагаю Вам отгадать загадки.
Вкусная, зеленая.
Вырастает, созревает, хрустит.
у нее много зеленых листочков.
Овощ. Капуста

Большая, маленькая
Растет, цветет, поспевает,
У нее много «глазков»
Овощ. Картофель

Сладкая, оранжевая.
Растет, хрустит, пахнет.
Полезна для организма.
Овощ. Морковь

Большая, бурая

Растет, созревает.

Из нее готовят винегрет

Овощ. Свекла

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
Горох

Как одним словом назвать эти плоды? (Овощи)

Ребята, что можно приготовить из овощей? (Салат, суп, нарезку)

Да, верно. Ребята, сегодня я познакомлю вас с произведением Юлиана Тувима , которое называется "Овощи ".

Воспитатель читает стихотворение :

Юлиан Тувим « Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Работа с текстом во время чтения.

Про что мы с вами читали? (Про овощи).

Кто принёс овощи с базара? (Хозяйка).

А откуда она их принесла? (С базара)

Какие овощи принесла хозяйка с базара и сколько их всего было? (картошку, капусту, морковку, горох, свеклу и петрушку)

Овощи в корзинке дружили или спорили? (Спорили).

О чем спорили овощи (Кто лучше, вкуснее и нужней на земле)

Где спорили овощи?(На столе)

Что сварила из овощей хозяйка? (Суп).

А кто мне скажет кто написал это стихотворение?

Физминутка «Чики – чики – ча вот капуста для борща»

Игра «Вопросы от овощей»

Воспитатель задает вопросы, которые написаны на овощах:

Суп из овощей – это какой суп?

Отдел на базаре в котором вы покупали овощи – это какой отдел?

Каким одним словом можно заменить выражение «Кипели, кипели в крутом кипятке»? (варились)

Как вы понимаете словосочетание «Крутой кипяток»! (горячая кипящая вода)

Объясни пословицу «Обед без овощей, что праздник без музыки»

Итог: - Что мы делали на ОУД?

О чем читали стихотворение?

Ребята, что вам особенно понравилось сегодня? Какое у вас настроение?

Релаксация. Если вам сегодня все понравилось, если у вас хорошее настроение от проделанной работы, выберете фишку красного цвета, а, если что-то не получилось, выберете фишку черного цвета.

Конспект логопедического занятия (3-4 лет)

Тема №2 «Овощи. Огород»

(фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)

Образовательные цели:

Закреплять и уточнять знания детей об осени, овощах, огороде и сборе урожая;

Расширять и активизировать словарь;

Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать координацию движений с речью;

Развивать пассивный и активный словарь;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные цели:

Формировать навыки самостоятельности, активности;

Формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением овощей и фруктов;

Магнитная доска;

Сюжетная картинка по теме «Сбор урожая»;

Муляжи овощей;

Мяч;

Волшебный мешок;

Раскраска моркови;

Горох;

Пластилин;

Компьютер

Ход занятия

    Организационный момент.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Дети встают в круг.

Логопед:

Здравствуйте ребята, милые друзья! (педагог приветствует детей.)

Всех сегодня видеть очень рада я!

Здравствуй, солнце золотое! (скрещивают ладони с раздвину

прямыми пальцами и поднимают вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (поднимают ладони вверх и смотрят.)

Здравствуй, вольный ветерок! (покачивают, поднятыми рукам вверх.)

Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок» , прижав предплечья

друг к другу «ствол» раздвинув ладони «крона» .)

Здравствуй, утро! Здравствуй, день! (поочередно протягивают ладони вперед)

Нам здороваться не лень! (качают головой)

2. Введение в тему занятия.

Логопед: – .Ребята, к нам в гости опять пришел зайчик. Всё лето он трудился на огороде. А вот что у него выросло он принес в волшебном мешочке. Достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

Логопед раскладывает на столе все, что достали дети из мешочка, и, указывая на овощ, спрашивает: «Это морковка? Это картошка?»

Говорящие дети дают словесный ответ, у неговорящих нужно добиться утвердительного кивка головой.

Как можно это назвать одним словом?

Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие еще овощи вы знаете?

Где растут овощи?

Как собирают овощи?

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На магнитную доску выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

А давайте вспомним, что на прошлом занятии мы говорили об осени.

( Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Люди надевают теплую одежду.)

Что делают люди? Какие овощи они собирают?

Игра «Подбери признак»

Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на магнитную доску), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

А как назвать все это одним словом? (Овощи)

Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

Игра «Чего не стало?»

Логопед: –Зайка хочет поиграть с нами в прятки. Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

3. Логоритмика

Логопед: – Ребята, а чтобы наши овощи выросли такими большими и вкусными, что нужно было делать летом с грядками? (поливать, удобрять и т.д.)

Правильно! Давайте вспомним, наш танец про капельки.

( (Включить видео мультик про капельки. Выполнять движения в соответствии со словами песенки, повторяя за логопедом.)

Игра «Назови ласково» (с мячом).

Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


Игра «Один – много»

Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


Артикуляционная разминка

Логопед. Сколько у зайчика выросло овощей? Губки вытянем, ручки разводим в стороны, произносим: у-у-у.

Дети выполняют.

Пальчиковая разминка

Логопед. А теперь может зайчику капусту посолить?

Упражнение «Засолка капусты»

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.


Игра «Что лишнее» (картинки\муляжи фруктов и овощей)

Детям предлагается разложить в разные корзинки фрукты и овощи.

Логопед: ребята посмотрите, кто-то сложил фрукты и овощи в одну корзину, давайте сложим их правильно.

«Назови овощи». по очереди называют овощи, обводя их по контуру пальцем. Логопед при необходимости помогает.

У меня помидор, это овощ.

У меня огурец, это овощ. И так далее.

Игра «покорми зайку»

Логопед: Ребята, зайка проголодался, давайте его покормим.

Дети кормят по очереди зайку после того, как логопед назовет нужный овощ.

Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

Зайка говорит вам спасибо! Ему было очень вкусно!

Игра на развитие мелкой моторики

Логопед: Зайка просит сделать нас открытку для его мамы. Давайте поможем.

(раскраска моркови, пластилин, горох)

4. Итог занятия.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Что мы сегодня с вами делали на занятии? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Логопед: Молодцы! Вы хорошо работали. Всем спасибо и до свидания.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Задания по теме Овощи

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей

Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .
а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…
б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

Игра “Назови цвет” (устно)
Морковь (какая?) - оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

Игра “Один – много”
Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

Упражнение на развитие мелкой моторики

Мы капусту рубим, рубим, рубим.

Дети выполняют резкие движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем, трем, трем.

Трут кулаком о кулак.

Мы капусту солим, солим, солим.

Двигают пальцами, имитируя посыпание солью.

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

Интенсивно сжимают пальцы рук в кулачки.

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь , зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I . Организационный момент

1. Логопед : – Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

– Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

– Как собирают овощи?

– Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II . Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Логопед : – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра «Подбери признак»

Логопед : – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?»

Логопед : – Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Логопед : – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Логопед : – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


7. Игра «Один – много»

Логопед : – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор – помидоры
Огурец – огурцы
Тыква – тыквы
Кабачок – кабачки
Баклажан – баклажаны


8. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Логопед : – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха – гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля – картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

3. Игра “Подбери признак”

4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

6. Физкультминутка “Урожай”.




3раза.)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: “ОВОЩИ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) - оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.

Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.