Гитационная речь против курения. Агитационная речь против курения

Курение является одной из вредных привычек среди молодежи. Сейчас курят все- и взрослые, и дети младшего и подросткового школьного возраста. К последствиям курения относятся безразлично, видимо не до конца осознают опасность. на уроках биологии мы все время касаемся этой темы. Сейчас у нас появилась возможность не только говорить, но и наглядно показать последствия курения на разные системы органов используя мультипрезентации. Эффект ошеломляющий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ И БОЛЕЗНИ

Свое выступление я бы хотела начать на примере двух одноклассников, которые не виделись несколько лет. Один из них выглядел бодрым, молодым для своих 40 лет, а другой был похож на дряхлого старика, еле передвигал ноги, опирался на палочку. Поэтому у первого не повернулся язык, чтобы сказать « Привет, старик». Не дожидаясь вопроса своего друга, второй сказал:

Как видишь, дела мои – табак. У меня облитерирующий эндартериит. Еле хожу, больше лежу в клиниках, лечусь в различных санаториях, нет никакого толку. Врачи сказали, началась гангрена, будет ампутация стопы.

Пока он говорил, первый вспоминал, как его друг еще в 5 классе украдкой от родителей, учителей курил в укромном месте, одалживал деньги, выпрашивал сигареты у прохожих.

Его друг продолжал говорить….

Что такое облитерирующий эндартериит?

Облитерирующий эндартериит - Это поражение кровеносных сосудов нижних конечностей. Решающую роль в его возникновении принадлежит никотину. Происходит сужение кровеносных сосудов, заращивание просветов артерии, нарушение питания тканей и их омертвение(гангрена).

В начальной стадии болезни проявляются такие симптомы как зябкость ног, побледнение кожи, чувство онемения в пальцах. Затем наступает перемежающаяся хромата из-за недостаточного кровоснабжения ног. Именно тогда уже четко определяется отсутствие пульса на тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу. При поднимании ноги кожа на стопе резко бледнеет, а при опускании становится синюшной из-за плохого оттока венозной крови..

Большинство хирургов утверждают, что главной причиной этого заболевания – никотин.

Открывая каждый раз пачку сигарет, задайте себе вопрос:»Что я делаю? Зачем собираюсь отравлять свой организм. Неужели я настолько слабовольный, что не смогу отказаться от курения.».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Курение и болезни

Стирол Нарушение действия органов чувств Металлы Pb, Fe, As, N,i Cr Диоксид азота Состав крови, иммунитет, легкие Радиоактивные компоненты Полоний-210,свинец 210 Синильная кислота Общее отравление организма Никотин Поражает НС,дыхательную,КС,ПС Состав табачного дыма

Что такое облитерирующий эндартериит

Облитерирующий эндартериит- это поражение кровеносных сосудов нижних конечностей.

Факторы, воздействие которых способствует развитию заболевания. Курение Частое длительное переохлаждение ног Нервно-психическое напряжение, стрессы. Хроническое отравление некоторыми ядами Злоупотребление алкоголем Обилие жирной пищи в рационе

Мужчины болеют в 99 раз чаще, чем женщины. Возраст начала заболевания 20-30 лет

Начальная стадия: Зябкость ног Побледнение кожи Чувство онемения в пальцах Перемежающаяся хромата Отсутствие биения пульса на артерии, которая проходит по тыльной поверхности стопы от передней части голеностопного сустава к большому пальцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Алкоголь и его последствия".

Возможно кто-то скажет, что такая проблема, как алкоголизм, его не волнует и будет совершенно неправ. Эта проблема касается каждого из нас, потому что алкоголь не щадит никого: ни старого, ни ма...

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих, мы сегодня проводим этот педсовет.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.

А что такое ЗОЖ?

Здоровый образ жизни и его принципы.

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.

Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.

В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).

Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.

К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

  • эстетичность;
  • нравственность;
  • присутствие волевого начала;
  • способность к самоограничению.

Эстетика ЗОЖ.

Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.

Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Нравственность ЗОЖ.

Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.

Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
  • рациональное питание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни

Воспитание культуры поведения:

  • Гигиена тела;
  • Культура питания;
  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Физическая культура и спорт:

  • Физкультурные досуги и развлечения
  • Дни здоровья;
  • Занятия в спортивных секциях;
  • Обучение плаванию и праздники на воде;
  • Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
  • Встречи со спортсменами.

Работа с родителями:

  • Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
  • Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
  • Родительские собрания, беседы, лекции;
  • Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
  • Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов: психолога, логопеда инструктора по физической культуре, педиатра, педагога).

Внедрение новых технологий:

  • Использование новых методик по физическому воспитанию (универсальный спортивный тренажерный комплекс “Обезьянник”, спортивный тренажер “Змейка”, дидактическая развивающая игра “Пирамидки”);
  • Применение универсальной программы “Тропинка”, разработанной лабораторией медико-физиологических проблем обучения Красноярского института повышения квалификации работников образования.

Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:

  • Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
  • Лечебная физкультура;
  • Укрепляющая фитотерапия;
  • Контроль часто болеющих детей;
  • Физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО;
  • Массаж – лечебный, профилактический.

Учебно-воспитательная работа:

I. Обучение детей.

1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):

  • Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
  • Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
  • Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
  • 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
  • Физкультминутки во время занятий;
  • Проветривание и влажная уборка помещений;
  • Аромотерапия, витаминотерапия;
  • Функциональная музыка;
  • Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.

3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.

4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция, ЛФК, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

II. Работа по преемственности с д/с:

круглые столы по сотрудничеству;

молодецкие игры “Школьники и дошколята”;

школьный концерт для ребят-дошколят.

III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:

  • поиск новых форм и структур;
  • Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
  • Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
  • Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
  • Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
  • Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • Здоровье самого учителя.
  • Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.

Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). и вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.

Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.

Оздоровительные мероприятия:

  • Отбор детей в оздоровительные группы;
  • Профилактические прививки;
  • Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;
  • Лечебный свет “Дюна – Т” (использование инфракрасного и красного цвета);
  • Физиопроцедуры (тубус-кварц), ингаляции;
  • Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
  • Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
  • Строгое соблюдение норм санпина;
  • Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
  • Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
  • Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)

ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:

  1. В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
  2. Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
  4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.

Когда речь заходит о курении, любители табака вспоминают расхожую фразу: «Куренье - вред, а некурящих нет». Люди даже не задумываются о том, что это просто отговорка, самооправдание...

Каким же образом курение губит тех, кого цепко держит в рабстве? В научно-популярной и христианской литературе об этом сказано достаточно подробно. А мы поговорим о влиянии табакокурения на здоровье семьи и продолжение рода.

КУРЕНИЕ И ДЕТОРОДНАЯ ФУНКЦИЯ

Никотин разрушает нервную систему, в том числе те ее отделы, которые отвечают за половое поведение человека и его способность к воспроизведению потомства. Неудивительно, что с возрастом способность к деторождению у курильщиков прогрессивно понижается. Снижая уровень половых гормонов и не заменимого для организма витамина Е, табачные яды разрушают созревающие и полноценные клетки, предназначенные для формирования организма плода. Обследование 400 человек в возрасте 22-25 лет (со стажем курения не менее десяти лет) показало, что интерес к противоположному полу у большинства из них ослаблен, а срывы и конфликты на сексуальной почве происходят намного чаще, чем у некурящих сверстников. Врачебный опыт убеждает, что более 10% случаев полового бессилия у мужчин связаны с неумеренным употреблением табака. Вследствие этого уровень бесплодия среди курящих юношей и молодых людей почти в 2 раза превышает среднестатистический.

К таким же выводам пришли ученые, исследовавшие в течение года более 8 тысяч жителей Австралии мужского пола в возрасте от 16 до 59 лет. Приблизительно каждый десятый имел серьезные проблемы с женщинами. Около четверти обследованных были курильщиками, причем 6% из них Курили более одной пачки в день и страдали импотенцией на 39% чаще остальных.

По словам руководителя исследовательской группы доктора Кристофера Миллета (Имперский Лондонский колледж), риск половой дисфункции у курильщиков увеличивался прямо пропорционально числу ежедневно выкуриваемых сигарет. Даже для того, кто курил менее пачки в день, риск стать импотентом был на 20% выше по сравнению с людьми, свободными от никотиновой зависимости. В интервью журналу «Рейтор» К. Миллет выразил надежду, что публикация полученных результатов послужит дополнительным стимулом для мужчин, решающих расстаться с пагубной привычкой.

Еще одно исследование показало, что 40% страдающих импотенцией мужчин являются курильщиками. Хотя среди мужчин, где проводилось исследование, курят только 28%.

У курящих мужчин, склонных к гипертонии, в 27 раз повышается вероятность импотенции. Даже бросившие курить попали в эту группу риска. Гипертония, как и курение, сама по себе нарушает половую функцию, но в сочетании с курением действует гораздо сильнее. Никотин и угарный газ ухудшают кровоснабжение половых органов и их гормональную активность. Поэтому значительно снижается качество мужских половых клеток, а также секреция мужских гормонов (андрогенов). В 2 раза чаще наблюдаются множественные морфологические изменения сперматозоидов, а следовательно, и дети чаще рождаются с пороками развития.

Ученые полагают, что под воздействием табачного дыма происходят разрывы в молекуле ДНК. Вступая в реакцию с тяжелыми металлами (свинцом и проч.), которыми изобилует табачный дым, ДНК меняет структуру. В половых клетках закладывается «мина» - дефектные гены. Переданные, потомству, они подчас вызывают различные нервно-психические расстройства и внешние уродства. Так, у потомков курящих отцов аномалий бывает в 5 раз больше, чем у детей некурящих мужчин.

Японские ученые из Женской клиники Фукуда полагают, что сигарета, выкуренная до и после брачной ночи, значительно уменьшает шанс зачать сына. Курение - одна из причин того, что девочек в последние десятилетия рождается больше, чем мальчиков. Это связано с действием табачного дыма на репродуктивную систему мужчин: курение снижает жизнеспособность сперматозоидов, несущих мужскую У-хромосому.

Чтобы обнародовать подобное заключение, врачи Дании и Японии опросили родителей почти 12 тысяч новорожденных. Испытуемых разделили на три группы; первая группа мам и пап некурящие, вторая группа - курящие до 20 сигарет в день, а третья - те, кто курит более 20 сигарет ежедневно. Профессор Анне Бысков из Университетской клиники Копенгагена проанализировал действие курения на мужские половые клетки. По его мнению, клетки с У-хромо-сомами, отвечающие за рождение мальчиков, более чувствительны к изменениям в организме, вызванным курением. Клетки с X-хромосомами не столь чувствительны. Так что мечтающие о наследниках должны меньше «дымить»...

Получается, что пропаганда сигарет как символа мужественности (вспомним хотя бы рекламу с «ковбоями Мальборо») - это настоящая дезинформация! Напротив, антитабачная реклама хорошо обоснована научными фактами.

От курения во многом страдает и женскийор-ганизм. Никотин нарушает цикл месячных, который иногда удлиняется, иногда сопровождается интенсивными болями, сокращается и даже резко прекращается. У курильщиц наблюдается нерегулярность месячных. Как серьезно должны задуматься девушки, собирающиеся в будущем стать мамами! Курящие женщины гораздо чаще, чем некурящие, отмечают необычные выделения в зонах личной гигиены. Гораздо тяжелее в физическом отношении протекает у них и предменструальный период. Заядлые курильщицы часто мучаются сильнейшими аллергиями, мигренями, кашлем...

Количество зачатых и выношенных детей у заядлых курильщиц составляет всего 72% относительно некурящих. При прочих равных условиях вероятность того, что первый ребенок в семье появится позже, чем через год после свадьбы, у курящих в 3,4 раза выше, чем у некурящих.

Содержащиеся в табачном дыму полициклические ароматические углеводороды запускают процесс гибели яйцеклеток. Эти вещества связываются с рецептором - особой молекулой на поверхности клетки - и активируют ген, убивающий ее. Курильщицы вырабатывают больше незрелых яйцеклеток, и поэтому, даже страстно мечтая о ребенке, часто просто не могут забеременеть. Количество беременностей у них составляет менее половины от уровня некурящих, а те из них, кому удалось забеременеть, имеют повышенный риск невынашивания плода. Дело в том, что курение затрудняет овуляцию (выход яйцеклетки, пригодной к оплодотворению) и имплантацию (приживление) эмбриона в матку.

Для простоты повествования понятия «плод», «эмбрион» и «зародыш» условимся считать равнозначными.

Табак, как и ряд других психоактивных веществ, вызывает прерывание беременности. Отсюда - выкидыши, преждевременное излитие околоплодных вод и отслойка плаценты, преждевременные роды, мертворождение. По данным американских ученых, даже менее

г одной пачки выкуренных в день сигарет на 20% повышает риск смерти младенца в утробе матери! Более пачки - на 35%. Уровень смертности детей во время родов у курящих матерей в среднем на треть выше, чем у некурящих. Количества выкуренных сигарет, «безвредного» для потомства, установить не удалось.

ТАБАЧНЫЙ СИНДРОМ

Если беременная женщина просто находится в прокуренном помещении, то через вдыхаемый воздух она все равно подвергает плод мучениям. Чувствительность эмбриона к никотину столь высока, что он реагирует даже на фиктивное курение родителей, то есть на еще не зажженные (!) сигареты. Это - чисто психологическая реакция. С точки зрения биохимии она необъяснима.

Когда же курит сама женщина, ее ребенок, образно говоря, наглухо закупорен в наполненной никотином матке. Из-за острого кислородного голодания и отравления продуктами распада никотина он «кашляет», «давится», мечется, как узник в газовой камере. Через 8-12 минут после выкуренной матерью сигареты сердцебиение эмбриона учащается до 150 ударов в минуту. Вместе с питательными веществами мать передает ему и табачные яды (никотин и бензидин), причем в довольно высоких концентрациях. Сначала они попадают в кровь младенца, затем накапливаются в его головном мозге, печени и сердце. Постепенно развивается табачное отравление всего организма.

Сейчас мы не будем акцентировать внимание на том, откуда исходит табачный дым: курит ли сама мать или же вдыхает табачный дым окружающих ее людей. Поскольку характер влияния вредных соединений на эмбрион в этих случаях примерно одинаков, имеют значение степень и время их воздействия.

К сожалению, токсичные вещества табачного дыма проходят через плаценту (детское место). Поэтому плод получает никотин непосредственно из крови матери, а также через кожу и желудочно-кишечный тракт из околоплодных вод. Кроме того, табачный дым сужает сосуды и ограничивает поступление питательных веществ к плоду через плаценту. Этим отчасти объясняется задержка внутриутробного роста и уменьшение массы тела ребенка.

Около трети новорожденных с маленьким весом - у курящих матерей.

Организм курящей женщины компенсирует свою гормональную недостаточность за счет эндокринной системы плода, как бы «опивая», «обкрадывая» его. Закономерно, что у ребенка замедляется формирование костей и страдает синтез белков. Гормональный дисбаланс наследуется.

Шведские исследователи сопоставили развитие головного мозга и размеры черепа новорожденных с интенсивностью курения матери во время беременности. Окружность черепа в норме - около 35 см (в зависимости от веса младенца). Вероятность того, что окружность головы новорожденного составит менее 32 см, возрастает в 1,52 раза у женщин, которые курят до 10 сигарет в день* и в41,86 раза, если женщина выкуривает больше 10 сигарет.

Воздействие табачного дыма на ребенка до его рождения приводит к задержке роста легких и развитию респираторных заболеваний, сопровождающихся одышкой. Это влияние сказывается на дыхательной системе человека в течение всей его жизни (особенно в дошкольном возрасте). Высокий риск преждевременных родов и недоношенности также создает опасность того, что легкие у детей курящих родителей будут ослаблены.

Все это позволяет говорить о пассивном курении плода, или о табачном синдроме плот да (по аналогии с алкогольным синдромом).

Дети курящих мам на 30% больше, чем потомки некурящих, рискуют уже к 16 годам заполучить сахарный диабет или ожирение. Также у курящих мам на 34% чаще рождаются дети, страдающие врожденной косолапостью. А если привычка сочетается еще и с неблагоприятной наследственностью, то риск косолапости возрастает в 20 раз!

На этом «пугающие» открытия не заканчиваются. В 2003 году британские ученые выявили связь между курением на раннем этапе беременности и рождением ребенка с расщелиной лица. По словам автора проведенного исследования, профессора стоматологического факультета Университета в Данди Питера Мосси, формирование нёба происходит на 6-8-й неделе после зачатия; Вредное пристрастие мамы в этот период может проявиться у ребенка в виде «волчьей пасти» или «заячьей губы». Действительно, 42% матерей, малыши которых родились с дефектами лица, курили. У младенцев некурящих матерей такие отклонения наблюдаются в 2 раза реже.

Английские врачи пришли к выводу, что у детей, чьи матери курили во время беременности, на 40% выше риск развития аутизма. При этой психической болезни человек не имеет полноценного контакта с окружающей действительностью, уходит в себя, замыкается в мире собственных переживаний и ощущений. Реальность в представлении такого больного выглядит искаженной. Ученые предполагают, что никотин ухудшает Снабжение головного мозга зародыша кислородом и поражает особые структуры, отвечающие за психомоторные функции.

Поведение детей первых лет жизни более проблематично у матерей, которые курили от зачатия до родов. Так, негативизм у двухлетних малышей в 4 раза выше по сравнению с детьми тех, кто либо прекратил курить во время беременности, либо не начинал вовсе. «Обкуривание» плода способствует тому, что родившийся будет проявлять тревогу, депрессию, импульсивность, бунтарство, склонность к риску и немотивированную агрессию (например, бить или кусать других).

Немецкие ученые доказали, что для ребенка курящей матери с раннего возраста характерны невнимательность, импульсивность, расторможенность и гиперактивность. Уровень его умственного развития обычно ниже среднего. Нередко отмечается и так называемый синдром «непоседы Фила». Такие малыши, как правило, агрессивны и легко обманывают окружающих людей.

78 Свобода от зависимости: в помощь курильщикам

Если ребенок живет в квартире, где кто-то из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет в день, то в моче такого ребенка содержится количество никотина, соответствующее 2-3 выкуренным сигаретам. Когда дома курят один или оба родителя, у ребенка чаще возникают простудные заболевания, бронхиты, пневмонии, гастриты, колиты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Курящие отцы и матери «награждают» своих чад склонностью к инфекциям органов дыхания, аллергии, атеросклерозу, эпилептическим припадкам и кариесу.

Ученые из Университета Рочестер (Нью-Йорк) осмотрели около 4 тысяч детей в возрасте от 4 до 10 лет. Специалисты сравнивали содержание в их крови продуктов распада никотина с состоянием зубов. Параллельно собирали сведения о частоте посещений стоматолога, доходе семьи и качестве питания ребенка. Выводы весьма красноречивы: при прочих равных условиях малолетние «пассивные курильщики» имели чуть ли не вдвое больше «дырок» в зубах, нежели их сверстники из некурящих семей!

У детей, подвергшихся внутриутробному воздействию табака, снижается интеллектуальный потенциал, нарушается развитие речи и слуховой зоны мозга, способность регулировать эмоции, фокусировать и удерживать внимание. У новорожденных это проявляется, в частности, пониженной реакцией на звуки. В возрасте от 1 года до 11 лет такие дети обычно плохо выполняют упражнения, связанные со слухом (языковые задания, память на слова и ъ д.). Отставая в физическом и умственном развитии (чтении, письме, речи), ребенок хуже справляется со школьной программой...

Международная группа исследователей из Университета Эмори в Атланте (штат Джорджия) обнаружила прямую зависимость между курением беременных и последующей склонностью их детей к преступлениям. В единой связи специалисты рассмотрели сведения о 4 тысячах мужчин, родившихся в Копенгагене с сентября 1951 по декабрь 1961 года, и истории их арестов, хранящиеся в архивах полиции. Оказалось, что те мужчины, чьи матери курили во время беременности, к 34 годам в 1,6 раза чаще попадали в тюрьму за ненасильственные преступления и в 2 раза чаще - за насильственные.

Перефразируя известную песню, скажем: родительский дым - начало начал многих детских недугов. Более того, вред от курения передается даже через поколение! С таким сенсационным заявлением выступили Фрэнк Джиллиленд и его коллега из Университета Южной Калифорнии.

Ученые обследовали 338 детей, заболевших астмой в возрасте до 5 лет, и 570 детей, не страдающих этим заболеванием. У детей курящих

80 Свобода от зависимости: в помощь курильщикам

матерей риск развития астмы возрастает в 1,5 раза по сравнению с детьми некурящих. Если же матери этих матерей (то есть бабушки) тоже курили во время беременности, то риск заболеваемости у внука или внучки будет выше уже в 2,6 раза. Представим еще одну ситуацию: мать ребенка не курит, но бабушка, когда была беременна ею, курила. Тогда риск развития астмы у внука (внучки) в 2 раза выше, чем в некурящей семье.

Точный механизм передачи склонности к недугу через поколение неизвестен. Вероятно, происходит повреждение иммунной системы девочки до, рождения, которое потом наследуется ее будущим сыном или дочерью.

Но, конечно, самое непоправимое - синдром внезапной детской смерти. «Смерть в колыбели» - это кончина здорового младенца на первом году его жизни. Каковы причины этой, казалось бы, беспричинной трагедии? К факторам риска относятся: положение спящего ребенка на животе в чрезмерно теплой комнате, на пушистой постели, а также повышенный тонус блуждающего нерва, послеродовая депрессия у матери и... табачный дым! Курение - наиболее опасный и вместе с тем наиболее предотвратимый из всех факторов. Оно увеличивает риск внезапной смерти в среднем в 7 раз, а следующий по значимости фактор (послеродовая депрессия) - в 3 раза.

Многие погибшие младенцы - из неблагополучных семей. Более половины таких несчастных детей - мальчики. Близнецы имеют повышенный риск. Наибольшее количество смертей происходит в возрасте до 13 недель. Причем 27% смертей можно было бы предотвратить; если бы женщины не курили после рождения ребенка. Еще ученые констатировали, что 55% смертей удалось бы избежать, если бы матери кормили своих детей грудью.

Кстати, возвращаясь к курению вскоре после родов, мать зачастую досрочно прерывает грудное вскармливание. Между тем дети, вскормленные молоком матери, гораздо реже сталкиваются ео многими проблемами и заболеваниями, чем «бутылочные» дети. Поэтому право ребенка на здоровье не в последнюю очередь определяется его правом на материнское молоко. А табачный дым снижает качество и количество этого бесценного продукта. Кроме того, попадая с молоком матери к ребенку, никотин вызывает целый ряд нежелательных эффектов (беспокойство, учащенный сердечный ритм, рвоту, расстройство стула, кишечные колики и т. д.). Беседы с курящими девушками о пользе грудного вскармливания нередко побуждают их изменить свое поведение.

ДВОЙНОЙ УДАР ПО РЕБЕНКУ

Если мать во время беременности курила по меньшей мере 10 сигарет в день, вероятность того, что ее ребенок попробует курить уже до 10 лет, возрастает в 5 раз. Если мать курила во время беременности более 10 сигарет в день, то риск злоупотребления наркотиками для ее дочери возрастает в 5 раз, а для сына - в 4 раза. При этом отклонения в поведении обнаруживаются уже до 13 лет.

Ученые проанализировали и вероятность зависимого курения ^пачка или более в день) у подростков. Материнское курение оказывает на этот процесс более существенное влияние, чем отцовское. Это может означать, что курение отца дает скорее дурной пример, а курение матери - стимулирует склонность к развитию никотиновой зависимости. Дети курившей во время беременности женщины значительно чаще сами начинают курить! В итоге расплата за безумную прихоть грозит им вдвойне.

Как объяснить эти факты? Внутриутробное воздействие того или иного наркотика не проходит даром. Обычно оно вызывает привязанность у данного человека к сходным веществам. Это связано со способностью наркотиков пере" страивать работу центральной нервной системы и изменять уровни нейромедиаторов (веществ, с помощью которых нервные клетки взаимодействуют между собой и передают импульсы). В частности, именно от этого зависит мироощущение человека: будет ли он чувствовать себя счастливым или несчастным, напряженным или расслабленным, как станет реагировать на стресс. А ведь стресс - это не только неблагоприятные обстоятельства внешней жизни, но и неспецифический ответ организма на эти обстоятельства.

Никотин, как вызывающий зависимость наркотик, в этом смысле не является исключением. Он изменяет связь между нервными клетками и концентрацией нейромедиаторов. В результате - ребенок курящей матери чаще своих благополучных сверстников подвергается стрессу, а значит, чаще ищет выход из него с помощью никотина или иных психоактивных соединений.

Очевидно, дети начинают курить, не только подражая своим родственникам, друзьям и кумирам. Да, конечно, первые сигареты - это и игра во взрослость, и борьба с родителями за независимость, и ребячий дух бунтарства и удел безрассудной юности. Но дело еще и в том, что легкие незримо для нас «приобщаются» к табачному дыму.

Итак, пассивное курение оказывает на здоровье и поведение ребенка долгосрочный эффект, который трудно объяснить какими-либо другими факторами.

СНИМИТЕ РОЗОВЫЕ ОЧКИ

Обычно курильщик думает обо всем этом как о далекой гипотетической проблеме. На его глаза надеты розовые очки. И пока человек сам не захочет освободиться от дурной привычки, все предостережения - близких, государственной системы здравоохранения, Церкви - бесполезны. Если он даже нечаянно прочитает что-либо против своего пристрастия, то, скорее всего, первым делом просто закурит очередную сигаретку.

«Промывание мозгов» и броская реклама табачных изделий учит нас рассуждать, подобно тому незадачливому человеку, который падает без парашюта с огромной высоты. Пролетев половину расстояния до земли, он, как ни в чем не бывало, говорит: «Пока все идет хорошо». Зачастую люди надеются или считают, что раз уж они зашли с курением так далеко, то лишняя затяжка ничего не изменит. А ведь их «парашют», быть может, вовсе не раскроется...

Подчас здравый смысл заменяется самооправданием. Распространено стойкое заблуждение, будто фильтры успешно задерживают или нейтрализуют практически все табачные яды и делают курение безвредным. Эту иллюзию усиленно пропагандируют заинтересованные фирмы, заявляя о якобы полном отсутствии токсичных соединений в отфильтрованном табачном дыме.

В жестких условиях конкуренции табачная индустрия вынуждена придумывать все новые и новые способы сбыта своего товара, в том числе за счет снижения вреда от выпускаемых сигарет. Производители стараются сократить уровень опасных химических элементов до минимального. Появляются так называемые «легкие» и «ультралегкие» сигареты. На самом деле это лишь рекламные трюки. Они рассчитаны на легковерных простачков.

Да, фильтры защищают легкие от частичек копоти и охлаждают дым. Тем самым уменьшается риск термических ожогов, вероятность рака губ, ротовой полости и замедляется разрушение зубов. Это, конечно, лучше, чем ничего, но...

Даже фильтры хорошего качества задерживают менее половины канцерогенов, не более трети никотина и до 20% синильной кислоты, аммиака и пиридина. Концентрация угарного газа не изменяется, и почти не улавливается сероводород. Хотя в «легких» и «ультралегких» сигаретах действительно снижено содержание смолы (до 1 мг) и никотина (до 0,1 мг), курильщики этих марок получают по сути те же токсины. Кроме того, при курении «облегченных» сигарет люди делают более глубокие затяжки, а снижение концентрации никотина в дыме с лихвой компенсируют увеличением количества сигарет. В итоге общая доза ядов, вопреки лукавству фирм-производителей, остается прежней. Поэтому не будем обманывать себя тем, что от «легкости» сигарет зависит легкость излечения приобретенных заболеваний.

Любая сигарета, сигара, трубка или папироса- это бомба замедленного действия. Длину ее фитиля мы не знаем. Однако с каждой новой затяжкой мы приближаем себя и наших близких к плачевному финалу...

Увы, взрослые редко видят корень детских проблем в своих пагубных привычках. А напрасно! На этом фоне довольно странно выглядит щепетильность родителей в вопросах детской гигиены, питания, посещения спортивных секций, различных кружков и т. д. Допустим, подбирая ребенку питательную смесь с какими-то изысканными ингредиентами для ускорения роста, родители одновременно «вдыхают» в него целый «букет» табачных ядов! Озеленяя и проветривая комнату, они сами насыщают ее угарным газом, аммиаком и синильной кислотой! Где же логика?!

К сожалению, родители, курившие до рождения ребенка, обычно продолжают курить и дальше. Правда, бывают счастливые исключения, когда в ожидании или после появления нового члена семьи прекращают курение ради него,

а потом обнаруживают выгоды и для себя. Но чаще родители, оставившие свое пагубное пристрастие во время беременности матери, вновь возобновляют его.

Знаменитый американский писатель Марк Твен на вопрос, как бросить курить, ответил весьма остроумно: «Нет ничего проще. Я делал это уже сто раз!» Несмотря на все усилия врачей, психологов, педагогов и законодателей, число людей, находящихся в рабстве у «никотинового беса», не уменьшается. Почему?

Потому что без Бога мы не можем делать ничего (Ин. 15,5), и «намордник» на диавола надевает только божественная благодать. Именно она врачует нас и наших детей от грехов и многочисленных недугов, которые с ними связаны. Огромное значение в преодолении никотиновой зависимости имеют вера, покаяние и решимость бороться со страстями, церковные Таинства (прежде всего Исповедь, Причастие, Соборование и Брак), молитва - в храме и дома, святыни (святая вода, елей, артос). В православной литературе четко объясняется необходимость подлинного, неформального воцерковления детей.

Часто в случаях пристрастия к табаку требуется помощь медицинских специалистов (психиатров, психотерапевтов, наркологов). Выполнение их рекомендаций - это та лепта, которую мы тоже можем внести в дело своего спасения от жестокой зависимости.

О том, как именно бросить курить, существует немало научной и научно-популярной литературы. В сборнике «Никотиновая зависимость», изданном по благословению иеромонаха Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук, профессора, желающим бросить курить предлагаются конкретные советы. Вот некоторые из них.

Никотиносодержащая жевательная резинка. Используйте ее вместо сигареты. Сама по себе такая резинка (например, «Никоретте») не заставит вас бросить курить и не принесет удовлетворения, подобно сигарете. Однако она снизит желание затянуться. С этой жевательной резинкой никотин поступает в организм, но не так быстро, как с сигаретным дымом. Жвачку рекомендуется использовать в течение 3-4 месяцев, пока идет процесс отвыкания от курения.

Лекарственные препараты. Если вы принимаете эти таблетки (анабазин, табекс и др;), то при курении, начинают развиваться неприятные ощущения и вас с прежней силой уже не тянет к сигарете. Чтобы добиться результата, важно придерживаться правильной схемы лечения. Обычно такой «антитабачный» курс длится

20-25 дней. И лучше проводить его под наблюдением опытного врача.

Гомеопатические средства. В отличие от лекарственной «химии» они не вызывают нежелательных реакций. Каждый комплекс имеет свое назначение. К примеру, «Никомель» применяется в качестве успокаивающего средства, снижает раздражительность в период воздержания от табакокурения и уменьшает влечение к сигарете. А аптечка «Эдас-Никур» создает эффект пресыщения при курении и снимает проявления синдрома отмены (слабость, разбитость, головную боль, сухость и першение в горле).

Пищевые добавки. Оздоровительный чай «Антиник» уменьшает влечение к табаку, а таблетки «Коррида» облегчают состояние при выраженной табачной зависимости. Лечение продолжают около 7 недель. Если в это время закурить, то обычно возникают головокружение, тошнота и сердцебиение.

«Рефлекс курильщика», который как бы «записан» у человека в определенной структуре головного мозга («центре курильщика»), частично устраняют и различные методы рефлексотерапии. К примеру, с помощью золотых и серебряных игл создается разность электрических потенциалов в биологически активных точках ушной раковины и некоторых других зон тела.

Иногда это помогает, особенно при вегето-сосудистых и неврозоподобных расстройствах, нередко сопровождающих отказ от табака. Рефлексотерапия показана не всем пациентам и должна проводиться только под контролем опытного специалиста. Кроме того, важно помнить, что Церковь не благословляет сочетание рефлексотерапии с восточно-мистическими практиками и какими-либо оккультными воздействиями.

Известный православный психиатр и психотерапевт Дмитрий Авдеев предлагает тем, кто хочет бросить курить, следующие рекомендации.

Наши вредные привычки во многом определяются нервозностью, тревогой, психоэмоциональным перенапряжением. Не забывайте об этом.

Старайтесь выкуривать как можно меньше сигарет, ведите их подсчет, стремясь к тому, чтобы сегодня было выкурено меньше, чем вчера.

Выделите самые «важные» сигареты дня, проанализируйте психологические и ситуативные причины их выкуривания.

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Возникло желание закурить - не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки хотя бы несколько минут. В это время займите чем-нибудь руки, сделайте несколько упражнений и глубже дышите.

Не курите на голодный желудок.

Время от времени устраивайте перерывы в курении по типу «не курю до понедельника», «до конца месяца».

Помните о том, что некоторое время (2-3 недели) вы можете чувствовать дискомфорт, так как организм лишился одного из продуктов потребления, который уже -«вкрался» в глубинные процессы обмена веществ.

Пережить «синдррм отмены» помогут седативные препараты, такие, как валокордин, корвалол, новопассит, экстракт валерианы, персен, успокоительные сборы. Эти средства отпускаются в аптеках без рецепта. Можно полоскать полость рта раствором пищевой соды (одна чайная ложка на полстакана воды), слабым раствором марганцовки или отваром ромашки. В течение 7-10 дней после прекращения курения полоскания следует повторять каждые 3-4 часа.

Отказаться от табака не так-то просто. Однако он может убить и нас, и наше потомство. Вот и выбирайте!

Предыдущая беседа Следующая беседа
Ваши отзывы

В конечном итоге такие сгустки застревают в сосудах (образуются тромбы), полностью парализуя кровоток, что приводит к дефициту кислорода в тканях организма. Причем под воздействием алкоголя этот процесс происходит в тканях всех органов. В первую очередь страдает головной мозг, когда прекращается кровоснабжение отдельных групп его нейронов. Затем наступает кислородное голодание, приводящее к отмиранию отдельных участков головного мозга.

На определенной стадии кислородного голодания возникает состояние эйфории, приподнятого настроения. Если доза принятого алкоголя увеличивается, то в результате сильного опьянения человек засыпает. С физиологической точки зрения наступает алкогольная кома, т.е. потеря сознания из-за нейрохимических нарушений, вызванных алкогольной гипоксией мозга.
В результате закупорки сосудов в коре головного мозга происходит необратимая гибель нейронов и микроинсульты, приводящие к нарушению памяти, так как, в первую очередь, погибают клетки головного мозга, отвечающие за память.
Алкоголь всасывается и начинает поступать в кровеносную систему человека через 1-5 минут после приема алкогольного напитка и циркулирует по сердечно-сосудистой системе человека в течение 5-7 часов. И все это время сердце работает в крайне неблагоприятных условиях.

Исследования показали, что у практически здоровых людей после однократного приема крепкого спиртного напитка резко повышается в крови концентрация биологически активных веществ – адреналина и норадреналина, при этом резко увеличивается потребность сердечной мышцы (миокарда) в потреблении кислорода, который поступает к сердечной ткани по сердечным кровеносным сосудам. Если возможности артерий сердца ограничены болезнью (например, атеросклерозом) и по ним не может быть доставлено необходимое количество крови - возникает опасность острой коронарной недостаточности. Чтобы ее спровоцировать, порой бывает достаточно даже небольшого количества спиртного. Об этом надо помнить людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Статистические данные свидетельствуют о том, что у людей, злоупотребляющих алкоголем те или иные заболевания сердечно-сосудистой системой наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем у непьющих. Наиболее распространенное из них – алкогольная кардиомиопатия, характеризующаяся болью в области сердца, учащенным сердцебиением (тахикардией), быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, одышкой при нагрузке и в покое. Так исподволь развивается сердечная недостаточность, возникают расстройства ритма сердца и другие нарушения. Доказано, что заболевания сердечно-сосудистой системы у людей, злоупотребляющих алкоголем, протекают значительно тяжелее, чем у непьющих. В первую очередь это относится к ишемической болезни сердца. Инфаркты миокарда у людей, злоупотребляющих алкоголем, отличаются глубиной и обширностью. Доказана зависимость между употреблением алкоголя и гипертонией.

Исследования последних лет позволяют проследить прямую связь между необильным, но систематическими выпивками и поражением печени. Если человек выпивает систематически, патологические изменения в печеночных клетках приобретают устойчивый характер. И чем чаще и массированнее атаки алкоголя, тем большее число гепатоцитов вовлекается в патологический процесс – возникает алкогольное ожирение печеночных клеток. При этом клетка увеличивается в размерах, однако ее полезная, рабочая площадь уменьшается, снижается активность алкогольдегидрогеназы – основного фермента, разлагающего алкоголь. Клиницистам известны случаи, когда жировая дистрофия печени становилась причиной внезапной смерти человека. Если же человек продолжает (даже изредка и понемногу) выпивать, клетки печени погибают и развивается цирроз печени. Место погибших печеночных клеток занимают клетки соединительной ткани, при этом печень покрывается соединительно-тканными рубцами. Изменяется архитектоника сосудистого русла, что приводит к застаиванию крови в кровеносных сосудах желудка, пищевода, кишечника, поджелудочной железы и создаются предпосылки для разрыва стенок сосудов и внутренних кровотечений. Страдает углеводный обмен, в связи с чем повышается уровень сахара в крови (сахарный диабет второго типа), возникает дисбаланс между свертывающей и противосвертывающей системой крови: у одних людей легко возникают кровотечения, у других – тромбы. Многочисленные данные свидетельствуют, что жировая дистрофия печени развивается в среднем через 5-10 лет злоупотребления алкоголем, цирроз печени – через 15-20 лет. Над этим стоит задуматься.

Употребление алкогольных напитков женщинами имеет свои особенные черты. Алкоголь пагубно воздействует на половые клетки, нарушая их созревание, жизнеспособность. Во время беременности всё необходимое для роста и развития ребенок, находящийся в утробе матери, получает с ее кровью через специальный орган – плаценту, которая обладает свойством избирательно пропускать питательные вещества, обезвреживании их, удаляя продукты переработки. К сожалению, алкоголь не только успешно преодолевает этот барьер, нарушает защитные функции плаценты и материнского организма. По этой причине плод попадает в неблагоприятные условия, при которых развивается кислородное голодание, нарушается питание и т.д. Плацента может задерживать и обезвреживать наиболее токсичный продукт распада алкоголя - уксусный альдегид, начиная с 12-ти недель беременности, поэтому наиболее опасен алкоголь в первые три месяца беременности, когда у плода закладываются и формируются важнейшие органы. Алкоголь и потомство – несовместимы.

Очень важно антиалкогольное воспитание детей и подростков. Тут нужна систематическая совместная работа врачей, педагогов и родителей. Каждый должен внести вклад в решении проблемы, которая по своей сути является и социальной, и медицинской, и педагогической. В семье, в школе, колледже подросток должен получить первые знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его употребления. Антиалкогольное воспитание должно стать частью общего воспитания.
Безопасных для организма доз алкоголя в принципе не существует. И в первую очередь значительно страдает интеллект. Ведь даже однократное употребление алкоголя приводит к необратимым повреждениям клеток головного мозга, человек, проще говоря, становится немного глупее. Разрушительный процесс идет медленно и незаметно, но рано или поздно при регулярном употреблении спиртных напитков наступает деградация личности.

Чем раньше люди, склонные к злоупотреблению спиртными напитками, обращаются за медицинской помощью, тем выше эффективность лечения. И, наоборот, чем сильнее запущена болезнь, тем хуже результат. Поэтому исключительно важно как можно раньше выявить лиц с начальными формами заболевания. И это должно стать заботой не только работников наркологической службы, но и, в первую очередь, родных, близких больного. Вовремя обнаружить заболевание, без промедления начать лечение, – в этом залог того, что человек сможет вернуться к нормальной, полноценной жизни.

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №6 г.Карабаша»

Конкурс профессионального мастерства

«Учитель года-2013»

Публичное выступление

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК

ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ»

Мухутдинова Луиза Уразаевна

г.Карабаш

2012-2013 уч. г.г.

Добрый день уважаемые коллеги!

Своё выступления я начну с того, что поведаю вам притчу:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, - мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:

«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?»

А сам думает:

Скажет живая - я её умертвлю.

Скажет мёртвая - выпущу.

Мудрец подумав,ответил:

«Всё в твоих руках»

В наших руках -наше здоровье.

Вашему вниманию я предлагаю своё выступление по теме «Здоровый ребёнок здоровая нация». (слайд 1)

Тема эта актуальна

Здоровье важнейший фактор работоспособности и развития организма.

Всемирной организацией здоровья дано определение:

Здоровье- это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(Слайд 2)

Какова ситуация на данный момент?

В качестве аргумента, приведу следующее.

В Челябинской области стало больше детей подростков страдающих психическими заболеваниями. Если в 2007 году на тысячу населения приходилось 474 психически больных, то в 2011 году- 545. Об этом сообщает Челябинский областной центр медицинской профилактики.

По данным статистики Минздрава Челябинской области установлено, что среди детей, проживающих в городах Челябинск, Златоуст, Карабаш распространены заболевания эндокринной системы, болезни крови, врождённой аномалии.

С начала 2012 года в Карабашском городском суде было слушание по лишению родительских прав в семи семьях. Сколько сломано судеб детей? Это трагедия для ребёнка. Данная информация была изложена в статье газеты «Карабашский рабочий» от 26 ноября 2011года.

Согласно проведённого опроса в своей школе «Что в вашем понятии означает здоровый человек» мы получили результат

Данные факты нас не утешают.

Ведь именно нам педагогам приходится работать с ребятами. Как порою нам сложно становится от того, что с каждым годом растёт количество учащихся с неблагополучных семей с неустойчивой психикой и кучей «Болячек»

Каким должен быть ученик в идеале? (слайд 3)

  1. Здоровый физически и эмоционально;
  2. Доброжелательный;
  3. Ответственный;
  4. Умеющий общаться;
  5. С правильной самооценкой, увлечённый какой либо творческой или спортивной деятельностью;
  6. С потребностью в здоровом образе жизни;

Вот поэтому важно построить цепочку общения семья- ребёнок- учебное заведение. Важно понять, в каком бы социальном институте общения не находился ребёнок - он личность!

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и огранизации учебно-воспитательной работы становится гармоничное развитие личности учащихся и укрепление здоровья.

Развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению переутомления.

Основные задачи: (слайд 4)

  1. Формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. Создание благополучной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между учащимися, между взрослыми и детьми;
  3. Развитие творческой активности учащихся, стремление к самовыражению в различных видах полезной деятельности

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы- одна из важнейших составляющих двигательной активности учащихся. К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры и соревновательные задания во время прогулок на воздухе.

Каждая из этих форм решает свои частные задачи, но все вместе они направлены на оздоровление детей, снятие психического напряжения, создание условий для разностороннего физического здоровья.

Служба психологической помощи должна быть в каждой школе. В связи с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт 10 часов отведено во внеурочную деятельность. Самое ценное в ней то, что родители ребёнка имеют право принимать активное участие в организации занятий и их направлений. Во многих учебных заведениях ведётся работа по направлениям «Разговор о правильном питании», творческие мастерские, хореография, школа «Вежливых пешеходов».

Пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями есть залог успеха! Здоровье ребёнка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье.

Учитель вместе с родителями должен научить детей воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность.

Важно помнить о том: что школа и дом должны вести оздоровительную работу. Это режим дня ребёнка, полноценное питание, проведение прогулок отдыха вместе с семьёй.

Это всё приводит к укреплению здоровья и сплачиванию семьи.

Я убеждена, что только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома принесёт желаемый результат.

Ведь наши дети – наше будущее.

Мы рождены, чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Спроси себя: готов ли ты к работе-

Активно двигаться и в меру есть и пить.

Отбросить сигарету? Выбросить окурок?

Взгляни вокруг - прекрасная природа!

Нас призывает с нею в мире жить

Дай руку друг! Давай с тобой поможем,


Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.