Для ощущения полноты жизни необходим второй человек. Полнота человеческой жизни. Как реализовать свой потенциал. Разобраться с причиной набора веса

Полнота человеческой жизни

это может вам помочь Портал посвящен психическому и физиологическому здоровью человека

Полнота человеческой жизни

* История психологии полна в основном людьми первого типа, по-своему, конечно, очень хорошо подготовленными, которые работали главным образом с больными, пытаясь понять, что же привело их к болезни. Цель таких психологов - предостеречь от всего плохого, что может случиться в жизни . Их намерения были благими, и их усилия принесли всем нам немалую пользу. Но тем не менее особое место в истории принадлежит "отцу гуманистической психологии" Абрахаму Маслоу. Он занимался не столько больными и причинами болезней, сколько изучением здоровых ("осуществивших себя") людей, пытаясь понять, откуда приходит к человеку здоровье. Эбби Маслоу был, очевидно, человеком типа "В добрый путь". Он, скорее, интересовался тем, как это получается, что дела идут хорошо, чем тем, почему плохо. Он более стремился найти источник полнокровной человеческой жизни и меньше думал о том, как предостеречь от возможных неприятностей на жизненном пути.

* Следуя традиции гуманистической психологии Маслоу, я хотел бы теперь обрисовать человека, который живет полной жизнью, и высказать ряд наблюдений относительно того, что же именно делает его здоровым.

* В общем виде можно сказать, что полнокровной жизнью живут те люди, которые используют все свои способности, силы и таланты. Чувства их проявляются в полной мере: и ориентированные вовне, на восприятие окружающего мира, и направленные внутрь, связанные с переживаниями внешних впечатлений. Никакие человеческие эмоции им не чужды, они открыты любым формам их выражения. Обостренное ощущение жизни пронизывает их ум и сердце, проявляясь в волевых решениях. Многие из нас инстинктивно боятся жить и действовать в полную силу. Ради безопасности мы предпочитаем не рисковать, а принимать дар жизни как бы небольшими, тщательно вымеренными дозами. Человек, живущий полнокровно, уверен, что если он живет и действует с полной отдачей, то результатом будет не хаос, а гармония.

* Чувства тех, кто живут в полноте жизни , направленные вовне и ориентированные внутрь, развиты и не притупляются. Они видят красоту мира, слышат его музыку и поэзию, ощущают аромат каждого неповторимого дня, им знакомо восхищение любым мгновением бытия. Конечно, безобразные стороны жизни оскорбляют их чувства, но они защищены восприятием прекрасной ее стороны. Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний. Это борьба за то, чтобы взобраться на вершину горы, борьба, которая вознаграждается величественным видом ее. Жить полной жизнью - означает иметь развитое воображение и чувство юмора, сохранять непосредственность и живость эмоций. Такие люди переживают весь спектр человеческих чувств - удивления, благоговения, нежности, сочувствия - вплоть до восторга экстаза и отчаяния конца.

* Таков же и разум того, кто живет полной жизнью. Эти люди хорошо понимают мудрое изречение Сократа: "Не стоит жить, не размышляя". Им всегда есть над чем поразмыслить. Они способны правильно задать жизни свои вопросы и достаточно гибки, чтобы позволить ей ставить вопросы им самим. Они не станут бездумно жить в непонятном мире. Более, чем кто-либо, живут они как волей, так и чувством. Эти люди по-настоящему любят и искренне уважают самих себя. Всякая любовь начинается с этого, строится на способности по-настоящему ценить себя. Жизнь приносит им радость и удовлетворение, счастье быть самими собой, такими, какие они есть. И других любят они с пониманием и вниманием. Забота и любовь - это основное содержание их отношения ко всему. В их жизни существуют люди, которые им дороги, счастье и безопасность которых важны им как свои собственные. Они преданы и верны тем, кого любят.

* Жизнь людей, живущих полнокровно, радостно и празднично, она нисколько не похожа на долгую похоронную процессию, каждое завтра - это новая возможность, которой ждут с нетерпением. Жизнь и смерть обретают свой смысл. И когда приходит час смерти, сердца их полны благодарности за то, что было, за то, "какими мы были", за все прекрасное, что было им дано, за весь жизненный опыт. Улыбка озаряет их, когда в конце дней они вспоминают свою жизнь. И этот мир всегда будет для них лучшим, наисчастливейшим местом для человека, потому что именно здесь они жили, смеялись, любили.

* Не следует принимать за полную жизнь так называемую сладкую жизнь. Живущие полной жизнью люди испытывают и успехи, и неудачи именно потому, что живут полнокровно. Они не избегают ни мучений, ни удовольствий. У них много вопросов и не так уж много ответов. Они и плачут, и смеются. Они и мечтают, и надеются. Единственное, что чуждо им, - это пассивность и апатия. Они говорят жизни энергичное "да", а любви - звучное "да будет". Эти люди испытывают муки роста, переходя от старого к новому; их рукава всегда засучены, мысли обгоняют друг друга, а сердца горят огнем. Они подвижны, всегда в процессе развития - дети непрестанной эволюции. Как же встать на этот путь? Как включиться в этот танец жизни во всей его полноте?

* Существует пять шагов, которые необходимо проделать, чтобы прийти к полноте жизни . Каждый из этих пяти шагов предполагает возникновение существенно нового понимания, восприятия. Чем глубже эта новизна восприятия своей и окружающей жизни , тем возможнее достичь полноты жизни . Вкратце эти пять шагов сводятся к следующему: 1)принять себя, 2)быть собой, 3)забыть себя в любви, 4)верить, 5)принадлежать. Очевидно, всякий рост начинается с того, что человек с чувством радости принимает себя таким, каков он есть. В противном случае он вечно будет участвовать в бесконечной и мучительной внутренней гражданской войне. Если же мы принимаем и видим себя в положительном свете, то уже освобождаемся от бремени сомнений по поводу того, одобрят ли нас другие, воспримут ли нас такими, какие мы есть.

* Чем более мы принимаем себя, тем более мы свободны. Мы получаем свободу с полным правом и без колебаний быть собой. Но с другой стороны, стремление жить только ради себя и любить только себя возводит вокруг нас тюремные стены. Нам нужно научиться выходить за рамки своего "Я" на широкий простор подлинных отношений любви. Искренность любви и основанных на ней отношений будут зависеть от нашей способности по-настоящему . Когда же любовь выведет человека за пределы "Я", он должен найти веру. Каждому из нас необходимо научиться веровать в кого-то или во что-то так глубоко, чтобы жизнь обрела значение, чувство собственной миссии, личного призвания. И чем более человек посвятит себя этому призванию, тем скорее он сможет развить в себе глубокое чувство своей личной принадлежности к общине, открыть реальность общности с единомышленниками.

* Рассмотрим теперь каждый из этих шагов.

Принять себя. Люди, живущие полной жизнью, принимают себя такими, каковы они есть, а не живут мечтами о завтрашнем дне или надеждой на те возможности, которые, быть может, когда-нибудь для них откроются. К себе они относятся с тем же теплым и радостным чувством, которое возникает при встрече с теми, кем мы искренне восхищаемся. Такие люди осознают, что хорошего есть в них самих, начиная с малого (походки или улыбки), талантов, дарованных им природой, и кончая достоинствами, которые они выработали в себе. Сталкиваясь с несовершенством или ограниченностью в себе, они относятся к этому с сочувствием, стараясь понять, а не обвинять себя. Источник полной жизни заключен в самом человеке, в психологическом плане это означает, что радостное принятие себя, благоприятное мнение о себе, чувство собственного достоинства и чести становятся той исходной установкой, которая направляет движение личности к полной и всесторонней жизни .

Быть собой. Принятие себя дает возможность и свободу вести реальную жизнь. Только те, кто с радостью приняли себя, могут взять на себя риск и ответственность быть собой. Большинство из нас пользуются разными масками, играя те или иные социальные роли. В нас действуют механизмы нашего прежнего "Я", которые стараются предупредить получение новых травм, но они же отделяют нас от реальности и притупляют наше видение, лишают нас способности жить. Быть собой означает многое: свободу, право испытывать и передавать другим свои чувства, идеи и привязанности. Это значит самостоятельно думать, самостоятельно решать, делать выбор. Тот, кто способен так поступать, поднялся над унизительной необходимостью постоянно искать одобрения окружающих. Такие люди никому не продаются. Их чувства, мысли и решения нельзя взять напрокат. "Будь верен себе", - таков жизненный принцип, на котором и строится их образ жизни .

Забыть себя в любви. Научившись принимать себя и быть собой, люди, живущие в полноте бытия, приходят к овладению искусством забывать о себе - искусству любви. Они учатся выходить за пределы собственного "Я", чтобы по-настоящему заботиться о других и брать на себя ответственность за них. Масштаб личного мира человека определяется тем, насколько широко и глубоко его сердце. Реальный мир становится нашим домом лишь в той мере, в какой мы научились его любить. Полнокровно живущие люди уходят из мрачного и тесного мира эгоцентриков, где всегда живут в одиночестве. В них развиты сопереживание, способность глубоко чувствовать то, что испытывают другие. И оказывается, что можно войти в мир чувств других людей, как если бы те оказались "внутри" их собственного мира или сами они вошли в мир своих близких. Поэтому мир человека, живущего в полноте, внезапно расширяется, а способность воспринять разнообразный человеческий опыт необыкновенно возрастает. Такие люди становятся "людьми для других". Некоторые из "других" дороги им, и это приносит то чувство личной преданности, о котором сказано: "Больше той любви никто не имеет". Всей своей жизнью они будут защищать тех, кого любят.

Быть любящим человеком - это совсем не то же самое, что быть так называемым делающим добро. "Делающие добро" используют других людей в качестве удобного повода, чтобы проявить собственную добродетель, о поддержании которой они весьма заботятся. Тот же, кто любит, учится смещать центр своего внимания и интереса с себя на других, глубоко заботиться о них. Различие между делающими добро и любящими - это разница между жизнью на сцене и жизнью, полной реально существующей любви. нельзя имитировать. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае наша любовь ничего не значит. Это очень важно: нельзя научиться жить, не научившись любить.

Верить. Научившись выходить за пределы собственных интересов, люди, живущие в полноте, открывают смысл жизни . Этот смысл обретается в том, что Виктор Франкл назвал "особым жизненным призванием, или миссией". Это означает преданность личности или делу, в которые человек верит и которым может посвятить себя. Эта преданность вере формирует жизнь и придает значимость всем усилиям и действиям. Преданность своей жизненной задаче возвышает таких людей над мелочностью и ограниченностью, которые захлестывают жизнь, лишенную высокого смысла. Когда жизнь лишена такого смысла, человек практически полностью отдается потоку собственных влечений в погоне за сенсациями. Ему остается лишь экспериментировать, искать "новую моду", способ вырваться из круга скуки и однообразия. Лишенный , человек блуждает в дебрях наркотических галлюцинаций, в тумане пьянства, в лабиринте бессмысленных оргий; он как бы одержим желанием чесаться, даже когда зуда нет. Природа человека не терпит пустоты. Мы должны обрести дело, чтобы верить в него, в противном случае остаток своих дней мы употребим на то, чтобы пытаться чем-то компенсировать собственное банкротство.

Принадлежать. Пятая и последняя составляющая полной человеческой жизни - это "место, называемое домом", и связанное с ним чувство общины. Община - это объединение лиц, "имеющих общие", участвующих в обладании самым ценным, что у них есть, - ими самими. Они знают друг друга и взаимно открыты. Каждый из них - для других. Себя и свою жизнь они отдают другим в любви. Живущие полной жизнью обладают подобным чувством принадлежности - к своим семьям, общинам, ко всей человеческой семье. Вокруг них другие люди, с которыми им хорошо и общение с которыми дает чувство взаимной принадлежности. И есть у них место, где их отсутствие будут чувствовать, а их смерть - оплакивать. Общаясь с близкими, эти люди находят взаимное удовлетворение в том, чтобы отдавать или получать.

Напротив, чувство изоляции всегда обедняет и внутреннее разрушает нас, толкает в бездну одиночества и отчуждения. Человеческая природа подчиняется неизбежному закону: мы не можем стать чем-то меньшим, чем индивидуум, но и не можем быть просто и только индивидуумами. Люди - не острова. Свободны бабочки, нам же необходимо, чтобы сердце другого человека стало домом для нашего сердца. Лишь имея дом, можно обрести мир и спокойствие, какими обладают люди, живущие полной жизнью.

* Таков облик людей, живущих полной жизнью. Они одолели эти пять ступеней внутреннего развития, о которых я говорил, и главный вопрос, который они задают в жизни , звучит примерно так: каким образом я получу и принесу наибольшую пользу сегодня, испытаю больше радости и удовольствия от общения с этими людьми, лучше всего решу задачу, стоящую передо мной. Своими словами и делами такие люди созидают, а не разрушают, их установки гибки, они способны к устойчивым и взаимообогащающим отношениям.

Такой вопрос часто задают клиенты, когда приходят ко мне на консультации. И у меня сразу возникает встречный вопрос: а почему Вы перестали чувствовать полноту жизни? И что Вы чувствуете вместо этого?

Человек с рождения способен чувствовать жизнь во всей ее красе. Какая жажда жизни содержится в первом крике младенца в роддоме, когда малыш только появился на свет. Он еще ничего не понимает, не осознает, но инстинктивно хочет глотнуть воздуха, чтобы почувствовать, как сама жизнь наполняет его легкие.

Куда же уходит потом это страстное желание жить? Куда исчезает восторженный взгляд, которым мы смотрели на мир, когда мы ходили еще пешком под стол и удивлялись самому малому открытию? Мы перестали быть первооткрывателями и исследователями. Когда? Почему?

Возможно, когда-то в детстве родители решили, что им нужен не любознательный и активный, а удобный ребенок. И позже, уже во взрослом состоянии мы по привычке делаем выбор в пользу удобства, отказываясь от интереса. В детстве вопрос удобства был предметом выживания, когда невозможно было получить любовь просто так. И страх отвержения толкал нас на баррикады в борьбе за родительскую любовь и следовательно и безопасность. Какой тут интерес к жизни, когда наши жизни на волоске, если нас отвергнут из-за нашего неудобства.

Удобные дети ценятся и в детском саду, и в школе, и в институте, и на работе. Да мы вырастаем, но за частую внутри так и остаемся удобными детьми.

Попробуйте сделать простое упражнение. Вспомните последнюю неделю. И попробуйте в процентах для себя приблизительно посчитать, сколько за неделю Вы попробовали нового, а сколько Вы делали то, что делаете обычно?

Если хотя бы 10% нового, то вы уже в числе счастливчиков, чья жизнь не стоит на месте. Если в Вашей жизни 30% нового, то Ваша жизнь течет полноводной рекой. Если 50% - Ваша жизнь насыщена красками, и Вам, скорее всего, некогда задумываться о том, насколько полной жизнью Вы живете. А если в Вашей жизни 100% - я Вас поздравляю, Вы начинаете новую жизнь и стоите на пороге громадных перемен, а перемены всегда приносят с собой огромное количество энергии, главное, направить ее в нужное русло.

Как наполнить свою жизнь новыми красками?

За частую, бывает достаточно начать делать что-то по-новому , чтобы жизнь заиграла красками.

Например, можно выбрать другую дорогу на работу, можно включать свет левой рукой, а не правой, можно приготовить новое блюдо, можно попробовать новый вид развлечений или спорта, можно лечь спать с другой стороны кровати. Все эти мелочи, помогают нам очнуться от рутины и увидеть жизнь, и получить заряд энергии, которой хватит на то, чтобы делать другие более существенные шаги к новой и разнообразной жизни.

Для тех, кто готов идти дальше, я рекомендую составить книгу желаний , куда Вы можете записать всё то, что Вы хотите в этой жизни попробовать. Не обязательно это громоздкие трудновыполнимые желания, вроде съездить на Мальдивы и порыбачить на марлина. Это может быть что-то простое, но очень необычное и приятное. Например, подойти и сказать комплимент человеку на остановке, позаниматься любовью с завязанными глазами, сварить мыло своими руками. Когда книга желаний готова, можно переходить к делу. Каждый раз, когда Вам будет плохо, тоскливо, одиноко, больно, тяжело, Вы открываете книгу на первой попавшейся странице и не задумываясь делаете то, что там написано. Негативные переживания, как правило, связаны либо с чувством грусти или вины за прошлое, или страхом за будущее, но как только мы делаем что-то новое, да еще и приятное, мы переключаемся на настоящий момент, в котором нет места негативным чувствам. Мы как будто вырываемся из замкнутого круга, получаем глоток свежего воздуха, прилив энергии и сил, а также новый взгляд на то, что Вас до этого беспокоило.

Когда наша жизнь наполнена новыми впечатлениями, наш мозг тренируется быть активными, задействуются множество участков головного мозга, и жизнь начинает приобретать краски, у нас появляется новое видение ситуаций, которые казались нам нерешаемыми.

Третий шаг на пути к новой наполненной жизни - это работа с ограничивающими убеждениями .

Возьмите лист бумаги, и напишите все причины, по которым Вы не можете прямо сейчас начать жить насыщенной жизнью. Например, у меня нет денег, мне надо работать, у меня нет мужа, ребенка или чего там еще не хватает для счастья.

Теперь посмотрите на этот список и представьте, что у Вас уже всё есть, чего Вам не хватает, и у Вас есть возможность не делать то, что Вам не хочется делать. Прочувствуйте это состояние внутренней достаточности и свободы. Как Вы ощущаете это состояние в теле? Какие чувства наполняют Вас? А теперь в этом состоянии подумайте о том, чего Вам больше всего хочется сейчас. Подумайте и... сделайте! Конечно, сделайте, чего ж тут думать, ведь на самом деле каждый из нас является достаточным и свободным человек, и только из такого состояния мы можем принять правильное решение в своей жизни.

Такие простые три шага, могут изменить жизнь любого человека кардинально. Вы думаете, почему же так мало тех, кто действительно живет полноценной жизнью? Мы обычно ищем сложные решения для проблем, которые кажутся нам сложными. А решение всегда простое, вот только это решение должно стать постоянным наполнением нашей жизни, нашей новой счастливой привычкой!

Как-то раз друг рассказал мне о таком случае. Отдыхая на Багамских островах, он увидел однажды большую возбуждённую толпу, собравшуюся на пристани. Объектом всеобщего внимания оказался юноша, который делал последние приготовления к путешествию вокруг света на самодельном судне. Все присутствующие без исключения высказывались пессимистично по поводу этой затеи и активно порывались сообщить смелому моряку обо всех опасностях, которые подстерегают его в плавании: "Солнце спалит тебя! Тебе не хватит еды! Твоё судно не выдержит шторма! Ты никогда не сможешь доплыть!"

Когда мой друг услышал все эти обескураживающие предостережения, адресованные юному искателю приключений, у него возникло непреодолимое желание ободрить его. Как только маленькое судно начало отплывать в открытое море, мой друг подбежал к краю пристани и весело замахал обеими руками, чтобы просигнализировать своё "добро". Он закричал: "В добрый путь! Ты действительно молодец! Мы все с тобой! Мы гордимся тобой! Счастливо, дружок!"

Мне кажется, есть два типа людей. Одни считают своим долгом сообщить нам обо всем, что может с нами случиться плохого, как только мы отправимся в путешествие по неведомым водам своей неповторимой жизни: "Погоди, друг мой, отправляться в этот холодный и жестокий мир. Послушай-ка сначала меня". Но есть и другие люди, они становятся на край пристани и ободряют нас, заражая своим доверием: "В добрый путь!"

История психологии полна в основном людьми первого типа, по-своему, конечно, очень хорошо подготовленными, которые работали главным образом с больными, пытаясь понять, что же привело их к болезни. Цель таких психологов - предостеречь от всего плохого, что может случиться в жизни. Их намерения были благими, и их усилия принесли всем нам немалую пользу. Но тем не менее особое место в истории принадлежит "отцу гуманистической психологии" Абрахаму Маслоу. Он занимался не столько больными и причинами болезней, сколько изучением здоровых ("осуществивших себя") людей, пытаясь понять, откуда приходит к человеку здоровье. Эбби Маслоу был, очевидно, человеком типа "В добрый путь". Он, скорее, интересовался тем, как это получается, что дела идут хорошо, чем тем, почему плохо. Он более стремился найти источник полнокровной человеческой жизни и меньше думал о том, как предостеречь от возможных неприятностей на жизненном пути.

Следуя традиции гуманистической психологии Маслоу, я хотел бы теперь обрисовать человека, который живёт полной жизнью, и высказать ряд наблюдений относительно того, что же именно делает его здоровым.

В общем виде можно сказать, что полнокровной жизнью живут те люди, которые используют все свои способности, силы и таланты. Чувства их проявляются в полной мере: и ориентированные вовне, на восприятие окружающего мира, и направленные внутрь, связанные с переживаниями внешних впечатлений. Никакие человеческие эмоции им не чужды, они открыты любым формам их выражения. Обострённое ощущение жизни пронизывает их ум и сердце, проявляясь в волевых решениях. Многие из нас инстинктивно боятся жить и действовать в полную силу. Ради безопасности мы предпочитаем не рисковать, а принимать дар жизни как бы небольшими, тщательно вымеренными дозами. Человек, живущий полнокровно, уверен, что если он живёт и действует с полной отдачей, то результатом будет не хаос, а гармония.

Чувства тех, кто живут в полноте жизни, направленные вовне и ориентированные внутрь, развиты и не притупляются. Они видят красоту мира, слышат его музыку и поэзию, ощущают аромат каждого неповторимого дня, им знакомо восхищение любым мгновением бытия. Конечно, безобразные стороны жизни оскорбляют их чувства, но они защищены восприятием прекрасной её стороны. Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний. Это борьба за то, чтобы взобраться на вершину горы, борьба, которая вознаграждается величественным видом её. Жить полной жизнью - означает иметь развитое воображение и чувство юмора, сохранять непосредственность и живость эмоций. Такие люди переживают весь спектр человеческих чувств - удивления, благоговения, нежности, сочувствия - вплоть до восторга экстаза и отчаяния конца.

Таков же и разум того, кто живёт полной жизнью. Эти люди хорошо понимают мудрое изречение Сократа: "Не стоит жить, не размышляя". Им всегда есть над чем поразмыслить. Они способны правильно задать жизни свои вопросы и достаточно гибки, чтобы позволить ей ставить вопросы им самим. Они не станут бездумно жить в непонятном мире. Более, чем кто-либо, живут они как волей, так и чувством. Эти люди по-настоящему любят и искренне уважают самих себя. Всякая любовь начинается с этого, строится на способности по-настоящему ценить себя. Жизнь приносит им радость и удовлетворение, счастье быть самими собой, такими, какие они есть. И других любят они с пониманием и вниманием. Забота и любовь - это основное содержание их отношения ко всему. В их жизни существуют люди, которые им дороги, счастье и безопасность которых важны им как свои собственные. Они преданы и верны тем, кого любят.

Жизнь людей, живущих полнокровно, радостно и празднично, она нисколько не похожа на долгую похоронную процессию, каждое завтра - это новая возможность, которой ждут с нетерпением. Жизнь и смерть обретают свой смысл. И когда приходит час смерти, сердца их полны благодарности за то, что было, за то, "какими мы были", за все прекрасное, что было им дано, за весь жизненный опыт. Улыбка озаряет их, когда в конце дней они вспоминают свою жизнь. И этот мир всегда будет для них лучшим, наисчастливейшим местом для человека, потому что именно здесь они жили, смеялись, любили.

Не следует принимать за полную жизнь так называемую сладкую жизнь. Живущие полной жизнью люди испытывают и успехи, и неудачи именно потому, что живут полнокровно. Они не избегают ни мучений, ни удовольствий. У них много вопросов и не так уж много ответов. Они и плачут, и смеются. Они и мечтают, и надеются. Единственное, что чуждо им, - это пассивность и апатия. Они говорят жизни энергичное "да", а любви - звучное "да будет". Эти люди испытывают муки роста, переходя от старого к новому; их рукава всегда засучены, мысли обгоняют друг друга, а сердца горят огнём. Они подвижны, всегда в процессе развития - дети непрестанной эволюции. Как же встать на этот путь? Как включиться в этот танец жизни во всей его полноте? Мне кажется, что вся мудрость наших дней сводится к следующему.

Существует пять шагов, которые необходимо проделать, чтобы прийти к полноте жизни. Их нужно сделать в том порядке, который предлагается ниже, причём каждый новый шаг строится на завершённости предыдущего. Но хотя любой шаг основан на успехе предыдущего и вырастает из него, это не означает, что каждый переход сделан раз и навсегда и к нему уже не нужно возвращаться: ничто не является законченным и завершённым. Впереди всегда некий идеал, к которому следует стремиться. Каждый из этих пяти шагов предполагает возникновение существенно нового понимания, восприятия. Чем глубже эта новизна восприятия своей и окружающей жизни, тем возможнее достичь полноты жизни.

Вкратце эти пять шагов сводятся к следующему:

1) принять себя,

2) быть собой,

3) забыть себя в любви,

4) верить,

5) принадлежать.

Очевидно, всякий рост начинается с того, что человек с чувством радости принимает себя таким, каков он есть. В противном случае он вечно будет участвовать в бесконечной и мучительной внутренней гражданской войне. Если же мы принимаем и видим себя в положительном свете, то уже освобождаемся от бремени сомнений по поводу того, одобрят ли нас другие, воспримут ли нас такими, какие мы есть. Чем более мы принимаем себя, тем более мы свободны. Мы получаем свободу с полным правом и без колебаний быть собой. Но с другой стороны, стремление жить только ради себя и любить только себя возводит вокруг нас тюремные стены. Нам нужно научиться выходить за рамки своего "Я" на широкий простор подлинных отношений любви. Искренность любви и основанных на ней отношений будут зависеть от нашей способности по-настоящему быть собой. Когда же любовь выведет человека за пределы "Я", он должен найти веру. Каждому из нас необходимо научиться веровать в кого-то или во что-то так глубоко, чтобы жизнь обрела значение, чувство собственной миссии, личного призвания. И чем более человек посвятит себя этому призванию, тем скорее он сможет развить в себе глубокое чувство своей личной принадлежности к общине, открыть реальность общности с единомышленниками.

Рассмотрим теперь каждый из этих шагов.

Принять себя. Люди, живущие полной жизнью, принимают себя такими, каковы они есть, а не живут мечтами о завтрашнем дне или надеждой на те возможности, которые, быть может, когда-нибудь для них откроются. К себе они относятся с тем же тёплым и радостным чувством, которое возникает при встрече с теми, кем мы искренне восхищаемся. Такие люди осознают, что хорошего есть в них самих, начиная с малого (походки или улыбки), талантов, дарованных им природой, и кончая достоинствами, которые они выработали в себе. Сталкиваясь с несовершенством или ограниченностью в себе, они относятся к этому с сочувствием, стараясь понять, а не обвинять себя. Источник полной жизни заключён в самом человеке, в психологическом плане это означает, что радостное принятие себя, благоприятное мнение о себе, чувство собственного достоинства и чести становятся той исходной установкой, которая направляет движение личности к полной и всесторонней жизни.

Быть собой. Принятие себя даёт возможность и свободу вести реальную жизнь. Только те, кто с радостью приняли себя, могут взять на себя риск и ответственность быть собой. "Я получил возможность быть собой", - поётся в популярной песне, но большинство из нас пользуются разными масками, играя те или иные социальные роли. В нас действуют механизмы нашего прежнего "Я", которые стараются предупредить получение новых травм, но они же отделяют нас от реальности и притупляют наше видение, лишают нас способности жить. Быть собой означает многое: свободу, право испытывать и передавать другим свои чувства, идеи и привязанности. Это значит самостоятельно думать, самостоятельно решать, делать выбор. Тот, кто способен так поступать, поднялся над унизительной необходимостью постоянно искать одобрения окружающих. Такие люди никому не продаются. Их чувства, мысли и решения нельзя взять напрокат. "Будь верен себе", - таков жизненный принцип, на котором и строится их образ жизни.

Забыть себя в любви. Научившись принимать себя и быть собой, люди, живущие в полноте бытия, приходят к овладению искусством забывать о себе - искусству любви. Они учатся выходить за пределы собственного "Я", чтобы по-настоящему заботиться о других и брать на себя ответственность за них. Масштаб личного мира человека определяется тем, насколько широко и глубоко его сердце. Реальный мир становится нашим домом лишь в той мере, в какой мы научились его любить. Полнокровно живущие люди уходят из мрачного и тесного мира эгоцентриков, где всегда живут в одиночестве. В них развиты сопереживание, способность глубоко чувствовать то, что испытывают другие. И оказывается, что можно войти в мир чувств других людей, как если бы те оказались "внутри" их собственного мира или сами они вошли в мир своих близких. Поэтому мир человека, живущего в полноте, внезапно расширяется, а способность воспринять разнообразный человеческий опыт необыкновенно возрастает. Такие люди становятся "людьми для других". Некоторые из "других" дороги им, и это приносит то чувство личной преданности, о котором сказано: "Больше той любви никто не имеет". Всей своей жизнью они будут защищать тех, кого любят.

Быть любящим человеком - это совсем не то же самое, что быть так называемым делающим добро. "Делающие добро" используют других людей в качестве удобного повода, чтобы проявить собственную добродетель, о поддержании которой они весьма заботятся. Тот же, кто любит, учится смещать центр своего внимания и интереса с себя на других, глубоко заботиться о них. Различие между делающими добро и любящими - это разница между жизнью на сцене и жизнью, полной реально существующей любви. Настоящую любовь нельзя имитировать. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в противном случае наша любовь ничего не значит. Это очень важно: нельзя научиться жить, не научившись любить.

Верить. Научившись выходить за пределы собственных интересов, люди, живущие в полноте, открывают смысл жизни. Этот смысл обретается в том, что Виктор Франкл назвал "особым жизненным призванием, или миссией". Это означает преданность личности или делу, в которые человек верит и которым может посвятить себя. Эта преданность вере формирует жизнь и придаёт значимость всем усилиям и действиям. Преданность своей жизненной задаче возвышает таких людей над мелочностью и ограниченностью, которые захлёстывают жизнь, лишённую высокого смысла. Когда жизнь лишена такого смысла, человек практически полностью отдаётся потоку собственных влечений в погоне за сенсациями. Ему остаётся лишь экспериментировать, искать "новую моду", способ вырваться из круга скуки и однообразия. Лишённый жизненного смысла, человек блуждает в дебрях наркотических галлюцинаций, в тумане пьянства, в лабиринте бессмысленных оргий; он как бы одержим желанием чесаться, даже когда зуда нет. Природа человека не терпит пустоты. Мы должны обрести дело, чтобы верить в него, в противном случае остаток своих дней мы употребим на то, чтобы пытаться чем-то компенсировать собственное банкротство.

Принадлежать. Пятая и последняя составляющая полной человеческой жизни - это "место, называемое домом", и связанное с ним чувство общины. Община - это объединение лиц, "имеющих общие", участвующих в обладании самым ценным, что у них есть, - ими самими. Они знают друг друга и взаимно открыты. Каждый из них - для других. Себя и свою жизнь они отдают другим в любви. Живущие полной жизнью обладают подобным чувством принадлежности - к своим семьям, общинам, ко всей человеческой семье. Вокруг них другие люди, с которыми им хорошо и общение с которыми даёт чувство взаимной принадлежности. И есть у них место, где их отсутствие будут чувствовать, а их смерть - оплакивать. Общаясь с близкими, эти люди находят взаимное удовлетворение в том, чтобы отдавать или получать. Напротив, чувство изоляции всегда обедняет и внутреннее разрушает нас, толкает в бездну одиночества и отчуждения. Человеческая природа подчиняется неизбежному закону: мы не можем стать чем-то меньшим, чем индивидуум, но и не можем быть просто и только индивидуумами. Люди - не острова. Свободны бабочки, нам же необходимо, чтобы сердце другого человека стало домом для нашего сердца. Лишь имея дом, можно обрести мир и спокойствие, какими обладают люди, живущие полной жизнью.

Таков облик людей, живущих полной жизнью. Они одолели эти пять ступеней внутреннего развития, о которых я говорил, и главный вопрос, который они задают в жизни, звучит примерно так: каким образом я получу и принесу наибольшую пользу сегодня, испытаю больше радости и удовольствия от общения с этими людьми, лучше всего решу задачу, стоящую передо мной. Своими словами и делами такие люди созидают, а не разрушают, их установки гибки, они способны к устойчивым и взаимообогащающимотношениям. Они достаточно свободны от физических и психологических симптомов, вызываемых стрессами; и все, что делают эти люди, разумно соответствует их талантам. Они способны с доверием воспринять неблагоприятное изменение ситуации или принять решения, которые изменят их жизнь. Все мы должны стремиться походить на этих людей, и все мы можем стать похожими на них. В конечном счёте - это вопрос видения. Все дело в нашем восприятии, которое даёт душе ощущение цельности. И здоровье в своей основе - это внутренняя установка, животворящая видение.

В добрый путь!

Джон Пауэлл. Полнота человеческой жизни.

(Отрывок из книги " Джон ПАУЭЛЛ « ПОЛНОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»)


Теоретически мы планировали давать эти выпуски примерно раз в неделю: но на этой неделе в связи с грядущим конгрессом публикуемся пораньше.

Итак, представляем второй выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, он же пост приема вопросов от читателей, находится .

Тема второго выпуска - "Ощущение полноты жизни и синдром черновика".
Вопросы задаёт юзер lady_carmine .

Н.Н.: - Ответы на подобные вопросы всегда будут носить достаточно субъективный характер. Потому что такое понятие, как "полнота жизни", само по себе субъективно: мерить, насколько полна или не полна жизнь, имеет право только сам хозяин этой жизни.

Можно сказать, что чувство "полноты жизни" связано с так называемым уровнем запросов: причем не только материальных, но и интеллектуальных, и социальных, и так далее. И чем ниже этот уровень запросов (и чем примитивнее интеллект) - тем легче теоретически ощутить "полноту жизни". В конце недавнего курса скайп-конференций по социальным взаимодействиям, говоря о смыслах и целях жизни, я приводил такую аналогию: каждый человек по факту своего рождения получает в руки - допустим, стакан (по ассоциации с известным "стакан наполовину полон или наполовину пуст"). Этот стакан изначально - пустой, и только от самого человека зависит, чем и насколько интенсивно он будет этот стакан наполнять.

Так вот, возвращаясь к ранее сказанному: чем ниже уровень запросов и чем примитивнее интеллект, тем проще наполнить этот стакан. Потому что объем у такого стакана - небольшой.
Собственно говоря, почему и популярны так называемые одурманивающие препараты: алкоголь, наркотики, психотропные средства. Они временно снижают уровень интеллекта и помимо прочих последствий как бы "опускают планку запросов": пусть на время, но все-таки. Человек оказывается счастливым, довольным жизнью - пока не протрезвеет.

Еще одна ловушка в плане уровня запросов - ситуация, когда эту планку кто-то ставит извне. И человек живет буквально под прессингом подобной установки: "Ты не имеешь права ощущать полноту жизни и считать себя счастливым, если у тебя нет…" Дальше идет обычно список на несколько страниц - перечень того, что сам "установщик планки" считает важным и нужным для счастья. Но логически понятно, что даже если человек начнет реализовывать в своей жизни весь этот список - он вряд ли в итоге ощутит себя счастливым: потому что это не его список, не его запросы и не его понимание счастья.

- Что дает ощущение полноты жизни, счастья и успеха?

Н.Н.: - Начнем с того, что любые ощущения человека генерирует его психика. И чтобы он ощутил "полноту жизни" - как уже было сказано выше, ему необходимы как минимум собственные критерии этой самой полноты, некий внутренний баланс собственных запросов и затрат, своё понимание, к чему и зачем он в этой жизни движется.

Полнота жизни - это то, чем вы сами захотите наполнить свою жизнь. Счастье - это то, что вы сами называете таковым. Успех - это прежде всего ваше собственное понимание, а не . Для многих успешный человек - это у кого, например, есть дом, машина, бизнес… что там еще из распространённых запросов? А у вас, может быть, успех зависит от изучения нового языка, от путешествий, от умения рисовать или управлять вертолетом… да мало ли целей, которые сугубо индивидуальны для каждой личности.

Но здесь необходимо обозначить потенциальную проблему, возникающую в иерархическом социуме: многие люди (и большей частью мои потенциальные и реальные клиенты) теряются перед возможностью самостоятельного выбора. Более того - : только потому, что в детстве и юности они за свой собственный выбор постоянно получали негатив. Их выбор всегда клеймился неправильным. И довольно много времени может занять осознание того, что подобное было не потому, что они выбирали "не то", а потому, что внешние "установщики планок" категорически не хотели, чтобы их "подчиненный" (ребёнок, ученик и т.п.) научился выбирать сам. Он должен был зависеть только от стороннего выбора и подчиняться только сторонним критериям. И жить так, как старшие велят.

Но в самом деле, как быть, если самому определять цели, критерии и т.п. хочется, и готовность есть, а умения пока что нет?
В идеале, конечно, ребенка обучают выбирать родители. В том же идеале подросшего ребенка учат выбору педагоги. Но большей частью обучаться выбирать свои пути и формулировать свои запросы человеку приходится самостоятельно, с тем или иным количеством "шишек" в процессе обучения. Или еще, как вариант, он может воспользоваться в этой области помощью консультативного психотерапевта. Но даже в результате консультации будет строить свое счастье сам, а не психотерапевт будет это делать за него.

Если говорить языком теории Берна о субличностях - для самостоятельного выбора полезно развивать внутреннего Взрослого: логику, прогностическое мышление, здравый скепсис. Иметь адекватное представление о собственных силах и возможностях: не заниженное и не завышенное. И быть готовым ставить перед собой следующие вопросы: "Если мне кто-то что-то активно навязывает - то для каких целей? Если меня кто-то оценивает - зачем?" Потому что и навязывание, и оценка - это труд, и никто не делает этого просто так: всегда имеет место какая-то польза для самого оценщика.

Козьма Прутков говорил: "Хочешь быть счастливым - будь им!" Однако препятствия для ощущения полноты жизни, счастья и успеха у каждого свои. Иногда они самому человеку не видны: происходит так называемое вытеснение. И в этом случае, если опять же пользоваться содействием психотерапевта, основной к нему вопрос - это не "Сделайте меня счастливым", а "Помогите мне самому понять, что мешает мне быть счастливым". Квалифицированный консультант поможет вам разобраться именно в этом моменте с учетом ваших собственных целей и наполнения жизни, и никак не будет вам навязывать своих пониманий этого.

- Откуда берется ощущение "живу, как черновик пишу", что настоящая жизнь будет завтра, вот-вот начнется?

Н.Н.: - Сложно однозначно ответить. Есть целый список проблем, которые могут к этому привести:
- что бы человек в жизни ни делал, он все время получает за это по голове
- он в принципе живет "не свою жизнь", решает чужие задачи и идет к чужим целям
- он постоянно по разным причинам ощущает хронические неудачи, невезение и пр.
Даже одной проблемы из этого списка достаточно, чтобы человек, простите, либо свихнулся от негатива, либо ушел в "синдром черновика": мол, скоро все эти несчастья кончатся, и уж тогда-то я заживу.

Свое влияние на внутреннюю цензуру многих людей оказывает и распространённая журналистская фраза "начать жизнь/отношения с чистого листа". Это на самом деле весьма неполезно, так как что не дает накапливать и учитывать прошлый опыт, анализировать то, что привело к краху тех же отношений или к потребности "начинать новую жизнь". Люди борются с совершёнными ошибками по принципу "Всё забыть и начать сначала", но при этом ошибок не анализируют, что закономерно и приводит потом к наступлению на те же самые грабли, иногда еще и в том же самом месте. Потому что человек встает ровно на ту же дорогу, что уже привела его однажды к этим граблям.

И еще одна возможная причина "синдрома черновика" - это общеизвестное родительское "ты еще маленький". Ребенок ощущает: пока я маленький, я только учусь жить, вот вырасту большой - и заживу! А так как у некоторых родителей ребенок может быть маленьким всю жизнь - для такого ребёнка вся жизнь может в режиме черновика и пройти.

- Как научиться твердо ощущать почву под ногами?

Н.Н.: -Здесь заочно можно сказать кратко: во-первых, трогать ее ногами почаще и поменьше витать в облаках. А во-вторых - научиться эту почву именно "твёрдо ощущать" (это не совсем то же, что "ощущать твёрдую почву"). Потому что почва может быть и зыбкой, и рыхлой, и как-то иначе неустойчивой: но при этом важно суметь понять, что она из себя представляет. И какие устройства необходимы для продвижения по этому участку: лыжи, резиновые сапоги или палка для прыганья по кочкам. Важно научиться видеть реальный мир, прогнозировать развитие событий и оценивать адекватно и свои неудачи, и свои успехи.

Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.