Бихевиоризм определение. Бихевиористский подход: классическое и оперативное обусловливание. Бихевиоризм в политологии

Психология как наука довольно широка по обхвату воззрений на человеческую деятельность и механизмы, связанные с ней. Одной из ключевых концепций является бихевиоризм. Он изучает поведенческие реакции не только людей, но и животных. В данной статье разберемся в сути бихевиоризма и основных положениях, а также познакомимся с представителями этого направления.

Суть понятия

Неофициально бихевиоризм зародился еще в начале 19 столетия. Тогда американский ученый Эдвард Торндайк открыл закон эффекта. Это процесс, при котором поведение индивида посредством определенных событий или реакций усиливается. Его разработки уже в ХХ веке продолжил и сформулировал в отдельную концепцию Джон Уотсон. Это стало поистине революционным прорывом и определило облик американской психологии на десятилетия вперед.

Бихевиоризм (от английского "behaviour" - поведение) перевернул научные представления о психике. Предметом изучения стало не сознание, а поведение индивида как ответная реакция на внешние раздражители (стимулы). Субъективные переживания при этом не отрицались, но находились в зависимом положении от словесных или эмоциональных воздействий на личность.

Под поведением Уотсон понимал поступки и слова, которые человек совершает и произносит на протяжении всей своей жизни. Это совокупность реакций, благодаря которым происходит приспособление к новым условиям. Последователи концепции выявили, что данный процесс включает не только психические, но и физиологические изменения (например, сокращение мускулатуры, ускорение секреции желез).

Основные положения

Дж. Уотсоном были сформулированы основные положения бихевиоризма, которые дают представление о направлении и методах его приверженцев:

  • Предмет изучения психологии - поведение живых существ. Оно связано с психическими и физиологическими аспектами и может быть исследовано путем наблюдения.
  • Основной задачей бихевиоризма является правильное предсказание действия индивида по характеру внешнего стимула. Решение этой задачи помогает формировать, контролировать поведение человека.
  • Все реакции делятся на врожденные (безусловные рефлексы) и приобретенные (условные рефлексы).
  • Многократное повторение ведет к автоматизации и запоминанию действий. Поэтому можно утверждать, что поведение человека - результат обучения, вырабатывания условного рефлекса (навыков).
  • Мышление и речь тоже относятся к навыкам.
  • Память - это процесс хранения приобретенных рефлексов.
  • Психические реакции развиваются всю жизнь и зависят от окружающих условий, социума.
  • Эмоции - это реакция организма на приятные и неприятные стимулы.
  • Периодизации возрастного развития и общих закономерностей формирования психики нет.

На воззрения Уотсона во многом повлияли исследования Ивана Петровича Павлова. Российский академик обнаружил, что условные и безусловные рефлексы у животных формируют определенное реактивное поведение. Он вывел несколько общих моделей. А Уотсон, в свою очередь, провел ряд экспериментов с младенцами и определил три инстинктивные реакции: гнев, страх и любовь. Однако ученому так и не удалось раскрыть природу сложных моделей поведения.

Представители

В своих взглядах Уотсон был не одинок. Его единомышленник Уильям Хантер в 1914 году создал схему изучения поведения животных. Впоследствии она получила определение "отсроченной". В эксперименте участвовала обезьяна, которой показывали в одном из двух ящиков банан. Затем закрывали все это ширмой, а через некоторое время открывали вновь. И обезьяна успешно находила лакомство, зная уже его местоположение. Это было демонстрацией отсроченной реакции на стимул.

Другой бихевиорист, Карл Лешли, пытался понять, от каких частей мозга животного зависит приобретенный навык. Для этого он обучал мышь, а затем хирургическим методом удалял ей определенный участок мозга. В результате психолог доказал, что все части равноценны и могут друг друга заменять.

Течения бихевиоризма

Некоторые основные положения бихевиоризма Уотсона, получившего определение классического (методологического), в конце 20 века были опровергнуты когнитивной психологией. Кроме того, были сформулированы течения, приемы которых используются в современной психотерапии. Среди таковых стоит выделить радикальный, психологический и социальный бихевиоризм.

Представителем радикальной концепции является Беррес Скиннер - американский ученый, изобретатель. Он предположил, что поведение индивида напрямую зависит от внутренних событий (мыслей и чувств). Это был экспериментальный анализ, который во многом перекликался с философскими позициями (например, с американским прагматизмом). В то время как Дж. Уотсон, напротив, отрицал интроспекцию.

Основоположником психологического бихевиоризма стал Артур Стаатс. Он утверждал, что поведение человека поддается практическому контролю. Для этого он предложил использовать тайм-ауты и жетонную систему вознаграждения. До сих пор эти приемы используются в программах детского развития и патопсихологии.

Теория бихевиоризма насчитывает и социальный аспект. Его сторонники полагают, что определение стимулов внешнего воздействия зависит от социального опыта индивида.

Когнитивный бихевиоризм

Особняком стоит когнитивный бихевиоризм. Основные положения сформулировал в 30-годы прошлого века Эдвард Толмэн. Согласно им, при обучении психические процессы не ограничиваются строгой связью "стимул-реакция". Американский психолог расширил цепочку, включив в нее промежуточные факторы - когнитивные представления. Они способны влиять на поведение человека: усиливать или замедлять приобретение привычек. Познавательная деятельность отождествляется с умственными образами, возможными ожиданиями и другими переменными.

Толмэн проводил эксперименты с использованием животных. Например, он предоставлял им возможность найти корм в лабиринте различными путями. Цель в данном случае преобладала над способом поведения, поэтому Толмэн назвал свою концепцию "целевым бихевиоризмом".

Плюсы и минусы

Как и у любого у классического бихевиоризма есть сильные и слабые стороны.

Изучение поведенческих реакций человека стало прорывом для начала 20 века. До этого вниманием ученых было сосредоточено только на сознании в отрыве от объективной реальности. Однако новый метод все равно сложился неполно, однобоко.

Последователи концепции рассматривали поведение живых существ только во внешних проявлениях, без учета физиологических и психических процессов.

Бихевиористы считали, что поведением человека можно управлять, тем самым сводили его к проявлению простейших реакций. А активная сущность индивида не учитывалась.

Методы лабораторных опытов легли в основу исследований бихевиористов, но при этом не было четкой разницы между поведением человека и животных.

Мотивация и умственный образ действия являются обязательными компонентами в приобретении новых навыков. А бихевиористы ошибочно их отрицали.

Заключение

Несмотря на критику со стороны приверженцев других направлений, еще активно используется бихевиоризм в психологии. Основные положения его пригодны и для построения педагогического процесса. Однако важно отметить некоторые ограничения подхода. Как правило, они связаны с этическими проблемами (общественными отношениями). Невозможность свести сложную психику человека только к основным положениям бихевиоризма способствует тому, что ученые комбинируют различные методы.

Бихевиоризм (от амер. behavior – поведение) – наука о поведении. Бихевиоризм как направление в психологии возник в начале ХХ века в США под непосредственным влиянием экспериментальных исследований психики животных. Основной научной предпосылкой возникновения бихевиоризма послужили работы выдающегося русского физиолога И.П.Павлова, и прежде всего, открытие условного рефлекса.

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон , который провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) на новый (поведение). Радикальная для того времени позиция Уотсона заключалась в том, что психологи должны изучать исключительно поведение, а не интеллект или психическую деятельность. Уотсон заявил, что психология должна представлять собой чисто объективную, экспериментальную отрасль естественных наук. Уотсон признавал единственный метод исследования: объективное наблюдение. Такие понятия, как осознание, переживание, страдание и прочее не могут считаться научными, ибо они как продукт самонаблюдения субъективны и не поддаются фиксации объективными, научными средствами. Согласно его взглядам, задача психологии – предсказывать и контролировать поведение человека: по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

Сущность и основные понятия теории бихевиоризма

Поведение как совокупность реакций на стимулы

В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения . Поведение человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. В качестве описательной и объяснительной предлагалась схема S — R, согласно коей воздействие (стимул) S порождает некое поведение (реакцию) R, причем характер реакции определяется только стимулом. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме.

Все реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением.

Подкрепление, закон эффекта и виды обусловливания

Основным принципом бихевиоризма является закон эффекта , сформулированный Торндайком: последствия поведения определяют вероятность его повторения, т.е. связь между S и R усиливается, если есть подкрепление . Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

Механизм подкрепления называется обусловливанием . Выделяются 4 формы обусловливания:

  1. Классическое обусловливание , или выработка условных рефлексов, – это тип научения, при котором нейтральный раздражитель начинает вызывать реакцию после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем.
  2. Оперантное обусловливание – это тип обусловливания, при котором организм получает подкрепление за произвольно порождаемую реакцию (так называемое оперантное поведение), реакция приводит в действие механизм подкрепления. При оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать автоматически. Поведение должно иметь место до того, как оно может быть связано с вознаграждением.
  3. Обусловливание избеганием – это вид оперантного обусловливания, при котором подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула.
  4. Контробусловливание – это устранение выработанной ранее условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией на тот же самый стимул.

В результате подкрепления происходит генерализация раздражителя – распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие.

Социальное научение

Процесс социального научения походит 3 основных стадии:

  1. Стадия наблюдения данной формы поведения у других и ее последствий;
  2. Стадия реализации данной формы поведения в собственном поведении;
  3. Генерализация раздражителя.

Вероятность перехода от первой стадии процесса социального научения ко второй определяется законом эффекта. Поэтому если последствия наблюдения данного вида поведения других регулярно являются субъективно положительными, то осуществляется положительное подкрепление, и данный вид поведения закрепляется в системе поведенческих реакций наблюдающей личности. Если, напротив, последствия реализации данного вида поведения других отрицательны, то происходит отрицательное подкрепление, и закрепляется склонность подавлять тенденции к данному виду поведения.

Таким образом, практически поведение является результатом обучения: поведение представляет собой совокупность реакций на внешние стимулы, которые преимущественно усваиваются в процессе научения . Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения. Поэтому бихевиоризм еще принято называть теорией научения .

На основе бихевиоризма возникли необихевиоризм и оперантный бихевиоризм Скиннера . В целом бихевиористическое направление, несмотря на свои недостатки, внесло значительный вклад в развитие психологии как науки, прежде всего, в изучение влияния социальных факторов на формирование личности человека.

Под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление , в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчинённое этим воздействиям.

Во второй половине XX-го века бихевиоризм был замещён когнитивной психологией , которая с тех пор доминирует в психологической науке . Однако многие идеи бихевиоризма до сих пор используются в определённых направлениях психологии и психотерапии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К концу ХIХ века обнаружилось множество недостатков у основного метода исследования психики человека - интроспекции . Основным из них явилось отсутствие объективных измерений и как следствие разрозненность получаемых данных. На фоне сложившейся ситуации возникает течение - бихевиоризм, направленный на изучение поведения как объективного феномена психики. Философской основой бихевиоризма становится концепции Джона Локка о рождении человека с чистого листа Tabula rasa и непризнании существования мыслящей субстанции Томаса Гоббса .

    Эдвард Торндайк , называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (англ. connection - связь). Основные эксперименты были им проведены на голубях и белых крысах. Торндайк ввёл понятия оперантного поведения, формирование которого осуществляется посредством проб и ошибок.

    То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно со времён Гоббса . То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера . Но впервые именно опытами Торндайка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениям сознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

    Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роли «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения . Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

    Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить этим понятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.

    Торндайк принимал за исходный момент двигательного акта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден её построить собственными усилиями. Итак, связь «ситуация - реакция» в отличие от рефлекса (в его единственно известной Торндайку механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками:

    1. исходный пункт - проблемная ситуация;
    2. организм противостоит ей как целое;
    3. он активно действует в поисках выбора и
    4. выучивается методом упражнения.

    Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению с подходом Дьюи и других чикагцев очевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен, который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.

    Работы Торндайка не имели бы для психологии пионерского значения, если бы не открывали новых, собственно психологических закономерностей. Но не менее отчётливо выступает у него ограниченность бихевиористских схем в плане объяснения человеческого поведения. Регуляция человеческого поведения совершается по иному типу, чем это представляли Торндайк и все последующие сторонники так называемой объективной психологии, считавшие законы научения едиными для человека и остальных живых существ. Такой подход породил новую форму редукционизма . Присущие человеку закономерности поведения, имеющие общественно-исторические основания, сводились к биологическому уровню детерминации, и тем самым утрачивалась возможность исследовать эти закономерности в адекватных научных понятиях.

    Торндайк больше всех подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в её традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворённости и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

    Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Бродес Уотсон . Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

    Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова , И. П. Павлова и В. М. Бехтерева . Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путём внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включённости в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский метод изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление».

    Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований американских психологов. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими различных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришёл к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой. В понимании Уотсона мышление это не более чем мысленная речь.

    Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально только то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, всё поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей (стимулов) на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул → реакция » (S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы - будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

    Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышления - от речевого аппарата и так далее.

    Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребёнка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определённый объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребёнка внешняя речь переходит в шёпот, а затем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.

    Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, то есть к любому приобретению знаний, умений, навыков - не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение - более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S → R).

    Уотсон экспериментально доказывал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребёнок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на третий-четвёртый раз появление кролика даже в отдалении вызывало у большинства детей страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон пытался ещё раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В этом случае ребёнку показывали кролика во время вкусной еды. В первый момент дети прекращали есть и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, оставаясь в конце комнаты, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребёнок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе и ближе к ребёнку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

    Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». Однако область психики значительно шире и глубже непосредственно осознаваемого. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

    В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Бихевиоризм выступил как антипод субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Критики бихевиоризма в дальнейшем обвиняли его сторонников в том, что в своих выступлениях против интроспективной психологии они сами находились под влиянием созданной ею версии о сознании. Приняв эту версию за незыблемую, они полагали, что её можно либо принять, либо отвергнуть, но не преобразовать. Вместо того, чтобы взглянуть на сознание по-новому, они предпочли вообще с ним разделаться.

    Эта критика справедлива, но недостаточна для понимания гносеологических корней бихевиоризма. Если даже вернуть сознанию его предметно-образное содержание, превратившееся в интроспекционизме в призрачные «субъективные явления», то и тогда нельзя объяснить ни структуру реального действия, ни его детерминацию. Как бы тесно ни были связаны между собой действие и образ, они не могут быть сведены одно к другому. Несводимость действия к его предметно-образным компонентам и была той реальной особенностью поведения, которая гипертрофированно предстала в бихевиористской схеме.

    Уотсон стал наиболее популярным лидером бихевиористского движения. Но один исследователь, сколь бы ярким он ни был, бессилен создать научное направление.

    Среди сподвижников Уотсона по крестовому походу против сознания выделялись крупные экспериментаторы Уильям Хантер (1886-1954) и Карл Спенсер Лешли (1890-1958). Первый изобрёл в 1914 году экспериментальную схему для изучения реакции, которую он назвал отсроченной. Обезьяне, например, давали возможность увидеть, в какой из двух ящиков положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, которую через несколько секунд убирали. Она успешно решала эту задачу, доказав, что уже животные способны к отсроченной, а не только непосредственной реакции на стимул.

    Учеником Уотсона был Карл Лешли, работавший в Чикагском и Гарвардском университетах, а затем в лаборатории Иеркса по изучению приматов. Он, как и другие бихевиористы, считал, что сознание безостаточно сводится к телесной деятельности организма. Известные опыты Лешли по изучению мозговых механизмов поведения строились по следующей схеме: у животного вырабатывался какой-либо навык, а за тем удалялись различные части мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. В итоге Лешли пришёл к выводу, что мозг функционирует как целое и его различные участки эквипотенциальны, то есть равноценны, и потому с успехом могут заменять друг друга.

    Всех бихевиористов объединяла убеждённость в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом». Но единство перед общим противником - интроспективной концепцией - утрачивалось при решении конкретных научных проблем.

    И в экспериментальной работе, и на уровне теории в психологии совершались изменения, приведшие к трансформации бихевиоризма. Система идей Уотсона в 30-х годах уже не была более единственным вариантом бихевиоризма.

    Распад первоначальной бихевиористской программы говорил о слабости её категориального «ядра». Категория действия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешно разрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивало свою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентировано действие, оказался у Уотсона низведённым до уровня физических раздражителей. Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде нескольких примитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться, чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения. Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения в исходную бихевиористскую программу привели к её новому варианту - необихевиоризму.

    1960-е годы

    Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера . Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса , заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

    Методы

    Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.


    Как вы считаете, в чем выражается сущность человека? Думаем, вы согласитесь, что наиболее ярко личность проявляется именно в поступках и действиях. Все люди по-разному начинают свой день и проводят его, по-разному общаются с окружающими, по-разному выполняют работу и проводят досуг, по-разному реагируют на жизненные обстоятельства и действия других людей. Так вот, все, что относится к области человеческого поведения, уже десятки лет является предметом изучения разных научных направлений, одним из самых популярных среди которых еще не так давно был бихевиоризм.

    Бихевиоризм: кратко о самом главном

    Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

    Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

    Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

    Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

    Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

    Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

    Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

    По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

    О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне. Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением.

    Вклад Павлова и Торндайка

    Бихевиоризм в зиждется на научных изысканиях известного большинству (как минимум со школы) академика Ивана Петровича Павлова. В процессе своих исследований он установил, что безусловные рефлексы определяют соответствующее им реактивное поведение у животных. Но посредством внешнего влияния вполне реально выработать у них условные – приобретенные рефлексы, а это значит, что будут сформированы и новые поведенческие модели.

    Академик Павлов, как вы помните, проводил эксперименты над животными, а Джон Уотсон пошел дальше и начал экспериментировать над людьми. Работая с младенцами, он смог выявить у них три основополагающих реакции на основе инстинктов. Этими реакциями стали любовь, гнев и страх.

    В итоге Уотсон пришел к выводу, что любые другие отклики в поведении наслаиваются на первые три. Но механизм формирования сложных форм поведения им, к сожалению, раскрыт не был. К тому же эксперименты, проводимые ученым, воспринимались обществом очень спорно с моральной точки зрения, и подвергались критике.

    Но вслед за Уотсоном появилось немалое число людей, внесших в развитие идей бихевиоризма немалый вклад. Один из самых ярких представителей – американский психолог и педагог Эдвард Торндайк, который ввел в психологию термин «оперантное поведение», формирующееся на основе проб и ошибок.

    О том, что природу интеллекта составляют ассоциативные реакции, заявлял еще Томас Гоббс. На то, что приспосабливаться к условиям окружающей среды животному позволяет умственное развитие, указывал другой философ Герберт Спенсер. Но только Торндайк смог установить, что сущность интеллекта можно выявить, не обращаясь к сознанию.

    В противовес Уотсону, Торндайк считал исходным моментом не внешний импульс, заставляющий индивида двигаться, а проблемную ситуацию, требующую приспособиться к условиям внешней среды и выстраивать поведение соответствующим образом.

    Согласно воззрениям Торндайка, концепция «стимул – реакция» характеризуется следующими признаками:

    • исходная точка (ей служит проблемная ситуация);
    • противодействие организма проблемной ситуации (организм действует как единое целое);
    • поиск организмом подходящей модели поведения;
    • научение организмом новым приемам (посредством «упражнений»).

    Развитие бихевиоризма многим обязано теории Торндайка. Но все же в своей работе этот ученый оперировал понятиями, впоследствии исключенными из бихевиоризма. В то время как Торндайк указывал на формирование поведения организма за счет чувства дискомфорта или чувства удовольствия и вводил «закон готовности», изменяющий импульсы реагирования, представители «чистого» бихевиоризма не допускали, чтобы специалист принимал во внимание внутренние ощущения и физиологические особенности изучаемого субъекта.

    Так или иначе, благодаря влиянию упомянутых ученых сформировались основные идеи бихевиоризма, а также разные его направления. О направлениях мы поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обобщим сказанное.

    Основные положения и особенности бихевиоризма

    Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

    • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
    • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
    • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
    • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
    • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
    • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
    • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
    • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
    • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
    • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
    • мышление и речь – это навыки;
    • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
    • психические реакции развиваются всю жизнь;
    • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
    • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

    Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

    • Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций. Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
    • Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях. Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
    • Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
    • Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
    • Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

    Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

    Направления бихевиоризма и их представители

    Лидером движения бихевиористов был Джон Уотсон, но идеи бихевиоризма активно поддерживались и другими учеными. Среди особо выдающихся можно выделить Уильяма Хантера, создавшего в 1914 году так называемую отсроченную схему изучения реакции в поведении.

    Известность ему принесли эксперименты с обезьянами: ученый показывал животному два ящика, в одном из которых лежал банан. После этого он закрывал ящики ширмой, а спустя несколько секунд убирал ее. Обезьяна же сразу находила банан, и это стало доказательством того, что животные имеют как непосредственную (сиюминутную) реакцию, так и отсроченную.

    Другой исследователь – Карл Лешли решил пойти дальше. Посредством экспериментов он помогал какому-нибудь животному выработать навык, после чего удалял ту или иную часть его мозга, стараясь понять, зависит ли от удаленной части выработанный рефлекс. И наблюдал, как определенные функции перебирает на себя другая часть.

    Внимания достойны и идеи Берреса Фредерика Скиннера. Как и идеи предыдущих представителей, они были подтверждены экспериментально, а методом исследований послужил функциональный анализ. Именно Скиннер глубоко разделял идею об изучении, прогнозировании и контроле поведения через управление средой.

    Однако этими тремя учеными список выдающихся бихевиористов далеко не исчерпывается. Вот лишь небольшой перечень известных представителей этого направления: Д. М. Байер, А. Бандура, С. Хайес, С. Бижу, В. Бехтерев, Р. Эпштейн, К. Халл, Д. Леви, Ф. Келлер, Н. Миллер, У. Баум, Ч. Осгуд, К. Спенс, Ж. Фреско, М. Вулф и другие.

    Большинство исследователей пропагандировали идеи бихевиоризма Джона Уотсона, но все же их старания привести сознание к единому знаменателю – комплексу стандартных поведенческих реакций успехом не увенчались. Бихевиоризм нуждался в расширении понимания психологии, и требовал включения в него новых понятий, например, мотива.

    Это привело к тому, что во второй половине 20 века стали появляться новые направления бихевиоризма. Одним из таковых стал когнитивный бихевиоризм, основанный американским психологом Эдвардом Чейзом Толменом. Толмен предложил не ограничиваться при изучении психических процессов концепцией «стимул – реакция», а использовать еще и промежуточную фазу между двумя данными событиями. Эта фаза – когнитивное представление.

    Так появилась новая схема, объясняющая суть человеческого поведения: стимул – когнитивная деятельность – реакция. Средний элемент включает в себя знаки-гештальты, состоящие из когнитивных карт – образов изученной местности, хранящихся в уме, возможных ожиданий и некоторых других элементов.

    Свои доводы Толмен подкреплял результатами экспериментов. К примеру, животным нужно было найти корм в лабиринте, и они всегда его находили, двигаясь по разным путям, и не имело никакого значения, к какому пути изначально их приучали. Здесь можно сказать о том, что цель действий гораздо важнее поведенческой модели. Кстати, по этой причине Толмен дал своей систем название «целевой бихевиоризм».

    Следующим направлением стал социальный бихевиоризм. Его сторонники полагали, что, определяя стимулы, воздействующие на поведение индивида, необходимо брать во внимание его индивидуальные особенности и социальный опыт. Пожалуй, более остальных тут выделился канадский психолог Альберт Бандура. Он проводил эксперименты с участием детей: их делили на три группы и показывали им фильм, где мальчик избивает тряпичную куклу.

    Для каждой группы детей была своя концовка: положительное отношение к избиению куклы, наказание за избиение куклы и безразличие к этому процессу. После этого детей приводили в комнату с такой же куклой и смотрели, что они будут с ней делать.

    Дети, увидевшие в фильме, что за избиение куклы наказывают, не трогали ее. А дети из оставшихся двух групп проявляли агрессию к кукле. Это и послужило доказательством того, что человек попадает под воздействия общества, которое его окружает, т.е. социальный фактор имеет значение.

    И, наконец, третье направление бихевиоризма – это необихевиоризм, ставший альтернативой классическому бихевиоризму, не способному дать целостное объяснение поведению людей и животных. Ключевые представители необихевиоризма – Беррес Фредерик Скиннер и Кларк Леонард Халл.

    Необихевиористы также расширили модель «стимул – реакция», внеся в нее некоторые промежуточные переменные, каждая из которых влияет на процесс формирования навыков и , т.е. ускоряет подкрепление, замедляет его или же препятствует ему. Впоследствии данное направление потеряло свои позиции, уступив место когнитивному психологическому подходу. Так что эту веху в истории бихевиоризма можно считать началом его заката. На смену пришли новые направления, концепции и теории, оказавшиеся более подходящими для реалий современности и позволяющие более объективно, адекватно и полноценно трактовать человеческое поведение, действия и поступки. При этои даже сегодня некоторые идеи и положения бихевиоризма активно применяются в практической психологии и психотерапии.

    Заключение

    Человек – это очень сложное и многогранное существо, и для изучения его и его жизни требуется предпринять еще много усилий. Идеи бихевиоризма стали попыткой дать всему этому объяснение, но получилось это лишь отчасти.

    Итогом бихевиористских исследований стала выработка частичного понимания человеком своего и чужого поведения, открытие возможности создания обстоятельств, побуждающих к совершению определенных действий. В то же время и поведение самого человека является стимулом, вызывающим у окружающих конкретные реакции.

    Копая глубже, мы можем заключить, что если поступки другого человека нам не нравятся, в первую очередь мы должны пересмотреть собственное поведение. Следует отдать теории бихевиоризма должное, ведь она указала, что иногда нужно руководствоваться не понятием о правильности или не правильности наших поступков, а тем, как другие люди могут их расценить и интерпретировать.

    Последнее обновление: 04/05/2015

    Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

    «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».

    Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

    Что именно Уотсон имел в виду?

    Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном - оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать. Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It ). Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

    Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки », - в 1998 году пояснил Джон А. Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» (Control: A History of Behavioral Psychology ). - «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов ».

    Основы бихевиоризма

    Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

    С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы - эмоции или, например, настроение - при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

    Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно - независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

    На это и направлено обусловливание:

    • - техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
    • представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

    Персоналии

    Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

    • Кларк Халл.

    Важные события

    1863 - свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

    1900 - Иван Павлов начал изучать рефлексы;

    1920 - Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент ;

    1959 - Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

    1971 - Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity ), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

    Критика бихевиоризма

    • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
    • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
    • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

    Сильные стороны бихевиоризма

    • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
    • Эффективные терапевтические методы - интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб - корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

    Бихевиоризм и другие психологические школы

    Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. , например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. и других гуманисты считали, что бихевиоризм - слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.


    Есть что сказать? Оставть комментарий!.

    Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.