Егэ во время командировки я поскользнулся. Подготовка к егэ по русскому языку - коллекция текстов. Е.Б. Тагер. Стихи Цветаевой подчас трудны…

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

– (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

– (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

– (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

– (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

– (33)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

– (36)Никитин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

– (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

– (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…

(По К. Акулинину)


Формулировка задания с развернутым ответом

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

по К. Акулинину* «Во время командировки я поскользнулся…»

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) звОнишь

2) принЯвший

3) нАчала (петь)

A2. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?

1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.

2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.

3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Высказав мысль о необходимости разностороннего образования,

1) она очень слабо аргументирована.

2) учёный не счёл нужным комментировать её.

3) её аргументация практически отсутствует.

4) в статье поднимается очень актуальный вопрос.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатов «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.

2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами.

3) Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

(1) … (2) Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. (3) Такая диффузия в конце концов приводит к холодной сварке. (4) На Земле этому процессу мешает плёнка окиси, возникающая под действием кислорода воздуха и паров воды. (5) В космическом вакууме окисная плёнка не образуется. (6) …приходится принимать специальные меры, чтобы не «схватились» контактирующие детали, которые не нужно сваривать.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?

1) С увеличением размеров космических конструкций возрастают проблемы их технического обслуживания на Земле.

2) Прочно соединить детали в космическом вакууме несложно.

3) Освещённая Солнцем поверхность на околоземной орбите нагревается до 150° С.

4) В условиях невесомости легче производить очистку металла.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ШЕСТОМ предложении?

1) Несмотря на это,

3) Поэтому

4) Потому что

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?

1) выше нуля

2) температура чуть-чуть выше

3) температура выше

4) атомы постепенно перемещаются

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное бессоюзное

4) простое

А11. Укажите предложение, в котором есть причастие.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

А12. Укажите значение слова ХОЛОДНЫЙ в третьем (3) предложении.

1) негреющей, не излучающей тепла

2) имеющей низкую температуру

3) проходящей при низкой температуре

4) плохо сохраняющей тепло

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н?

Прямые и круговые участки железнодорожного пути соедине(1)ы между собой криволинейными - с таким переме(2)ым радиусом, чтобы центробежная сила нарастала постепе(3)о.

1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пон_мание, пров_рять, уд_влетворительно

2) мат_риалистический, выт_реть, упр_щение

3) осм_леть, п_строватый, разл_нованный

4) бл_снуть, од_брительный, к_мпромисс

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под_двинуть, перен_ладить, об_злённый

2) об_ездить, интерв_юировать, кон_юнктура

3) пр_смирев, правопр_емник, пр_лежный

4) бе_шовный, ра_щедрился, и_царапать

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) выдел_шь главное, знач_мый для нас

2) овца щипл_т травку, движ_мый чувством

3) погас_м свечи, неопису_мая радость

4) увид_шь друга, непромока_мый плащ

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. милост_вый

Б. фасол_вый

В. выдёрг_вая

Г. вы´кип_ть

1) А, Б, В 2) Б, В, Г 3) А, Г 4) Б, Г

A 18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

2) Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.

3) Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

4) Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Петровы ТО(ЖЕ) отдыхали на Кавказе и (ПО)ЭТОМУ так хорошо знают эти места.

2) ПО(ТОМУ), как отец посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) знает о происшествии.

3) Среди знакомого леса теряешься, словно все деревья и кусты ТОТ(ЧАС) скинули общую зелёную маску, (ТО)ЖЕ самое дерево выглядит совсем иначе.

4) НА(КОНЕЦ) стало темнеть, и я, (ТАК)ЖЕ как и мои товарищи, потерял надежду дойти сегодня до устья реки.

А20. Укажите правильное объяснение постановки или отсутствия запятой в предложении.

Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ___ и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносится с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

1) 1, 3 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4

Прочитайте текст

В городах существует особый микроклимат. Здесь очень много искусственных твёрдых поверхностей: асфальта, бетона, кирпича, стекла, которые не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению не только самой поверхности, но и воздуха города. Сухость городской атмосферы подтверждается тем, что в больших городах обычным явлением считается низкая (абсолютная и относительная) влажность и очень редко бывает туман.

А27. В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Искусственные твёрдые поверхности: асфальт, бетон, кирпич, стекло - не могут впитывать атмосферную влагу, поэтому все выпадающие осадки удаляются через стоки.

2) Сухость городской атмосферы, подтверждаемая низкой влажностью и редкими туманами, обусловлена неспособностью городских искусственных твёрдых поверхностей впитывать атмосферные осадки.

3) В городах существует особый микроклимат, так как все выпадающие осадки удаляются через стоки, что приводит к иссушению искусственных твёрдых поверхностей.

4) Город состоит из искусственных твёрдых поверхностей: асфальт, бетон, кирпич, стекло, чем объясняется отсутствие туманов в больших городах.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Во время командировки я поскользнулся на обледенелой лестнице и сильно повредил руку. (2) Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на прием к хирургу. (3) Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4) Врач почему-то не начинал прием, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее столпотворение. (5) Кого тут только не было! (6) Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут все не очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7) Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8) Время шло, а приём все не начинался. (9) И терпение людей лопнуло. (10) Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджег общее недовольство. (11) Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущенно-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12) «Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13) Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15) Твердым шагом я подошел к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16) Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор. (17) Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

- (18) Мне нужно срочно попасть на прием к хирургу. (19) Пожалуйста, устройте!

(20) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

- (21) Отойдите все от дверей, отойдите! - проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22) Через минуту она вышла и кивнула мне головой.

- (23) Сейчас вас вызовут!

(24) Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки желтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал легкие. (25) Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26) Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27) Я улыбнулся. (28) Молодая мама усадила его на место.

- (29) Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдем!

(30) Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31) Я закрыл глаза. (32) Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

- (33) Никитин, на прием!

(34) Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35) Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (38) Никитин кто? (37) Где он?

(38) Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

- (39) Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40) К двери бросилась молодая мама с ребенком. (41) Я отошел к окну. (42) Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землей, и сквозь него летели голуби. (43) Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

- (44) Не подошел еще Никитин? (45) Ну, тогда следующей по очереди…

(по К. Акулинину)

А28. Какое значение имеет описанный эпизод для героя текста?

1) Герой текста приходит к выводу: в современном обществе всё решают деньги.

2) Герой текста ощущает свою потерянность перед увиденным.

3) Герой текста убеждается, что очереди к врачу создаются намеренно.

4) Очередь к врачу становится для героя текста испытанием на нравственную прочность.

A 29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 10-11 раскрывают содержание предложения 9.

2) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложение 42 содержит описательный фрагмент.

А30. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 10 2) 14 3) 16 4) 4

В1. Укажите способ образования слова ОЖИДАНИЕ (предложение 7).

В2. Из предложения 16 выпишите все предлоги.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ВДРУГ УТКНУЛСЯ (предложение 25).

В4. Среди предложений 14-24 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 21-31 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 17-35 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 24-28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Описание очереди к врачу в обычной районной больнице является центральным в рассказе К. Акулинина. _____ («лампочка… разбрызгивала пучки жёлтенького света» в предложении 24), _____ («женщины, …старики, старшеклассницы»), ______ («пушистую головку», «доверчивыми глазами») - все эти средства выразительности неслучайны в текста, как неслучайны и _____ (например, предложение 39), которые обусловлены включением в текст диалога.

Список терминов:

1) антитеза

2) фразеологизм

3) разговорные синтаксические конструкции

4) эпитеты

5) диалектизмы

6) гипербола

7) градация

8) ряд однородных членов

9) метафора

А29-2 В предложении 24 перечислены одновременно происходящие события.

В1 - суффиксальный

В3- примыкание

В2 - на, поверх, в

1) проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?);

2) проблема совести (кто «напоминает» герою текста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?);

3) проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).

1) в самых, казалось бы, обыденных ситуациях, когда нужно уступить место пожилому человеку в общественном транспорте или помочь больному перейти улицу, наиболее ярко проявляется нравственная сущность человека;

2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя текста, и он понимает, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей;

3) бездушное, формальное отношение к больным людям красноречиво свидетельствует о том, что чело век до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность.

Сочинение

Нравственный выбор… Каждый из нас в определённый момент жизни становится перед выбором. И только от каждого из нас лично зависит, что мы выберем, по какому пути пойдём. Неслучайно автор приведённого отрывка К. Акулинин поднимает проблему нравственной прочности человека, ответственности человека за свои поступки.

Нравственная сущность человека наиболее ярко проявляется в самых обыденных ситуациях: уступить ли место пожилому человеку в транспорте, помочь ли перейти дорогу больному? Чтобы привлечь к данной проблеме, автор описывает один из случаев в поликлинике: главный персонаж, Никитин, постояв некоторое время в очереди на прием к врачу, решил обойти других. Чтобы пройти без очереди, он решил дать деньги (взятку) женщине из регистратуры. В этот момент он думал только о себе и своей руке. Но когда Никитин посмотрел на других в этой длинной очереди, то не смог сделать это. Особенно на его сочувствие повлиял мальчик, который доверчиво уткнулся ему в ноги. Именно “доверчивые глаза малыша” пробудили в Никитине совесть.

В этом тексте автор выразил свое отношение к проблеме путем художественного повествования: люди не должны свои интересы ставить выше интересов других. Писатель глубоко убеждён, что нечестно решать свои проблемы за счет других людей.

Я полностью согласна с автором статьи. Зачастую людям не хватает милосердия, сострадания, чтобы помочь попавшему в сложное положение человеку. Мы просто пройдем и не заметим этого, закроем глаза на его беду. Этим отношением мы показываем свою черствость и бездушие.

В качестве примера приведу роман Ч. Айтматова "Плаха", в котором один из героев, Авдий Каллистратов, попадает в беду. Он приходит на вокзал в полуобморочном состоянии, в разорванной, грязной одежде, но никто из посетителей не попытался помочь ему, и только одна женщина предложила ему помощь и вызвала врача.
Доктор Янсен, герой повести Б. Васильева “Летят мои кони…”, обладает редчайшим даром жить не для себя, а для других. Он и погиб, спасая детей.
Каждый человек нуждается в помощи, и мы не должны забывать о взаимовыручке, ведь когда-нибудь мы можем оказаться на месте тех, мимо кого мы когда-то безразлично прошли, не предложив руку помощи.

Статья Акулинина заставила меня задуматься о нравственной прочности человека и, самое главное, пересмотреть свои нравственные ценности и переосмыслить их.

Сочинение

Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей? Эту проблему ставит в своем тексте К. Акулинин.

Автор описывает случай в поликлинике: главный герой Никитин долго стоял в очереди на прием к врачу и, когда ему это надоело, решил дать взятку, чтобы пройти без очереди. Однако сочувствие к другим людям, которые тоже ждали своей очереди, не позволило ему воспользоваться нечестно полученной привилегией.

В качестве литературного примера можно привести роман Достоевского «Преступление и наказание». По теории Раскольникова, интересы некоторых людей («право имеющих») выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить – сможет ли он ради своих целей переступить чрез человеческую жизнь. Однако он не смог вынести тяжести содеянного, не смог и воспользоваться украденными деньгами старухи-процентщицы.
Герой поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - крестьянин Ермил Гирин – воспользовался своим положением старосты, чтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько неприемлемо для него было пренебречь интересами другого человека.

Несмотря на то, что люди иногда поступают безнравственно, ради своих целей переступая через других людей, им свойственно испытывать муки совести и раскаиваться в своих поступках.

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)Запястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещённом чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

– (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!

(20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

– (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

– (23)Сейчас вас вызовут!

(24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

– (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём!

(30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

– (33)Никитин, на приём!

(34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

– (36)Никитин кто? (37)Где он?

(38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:

– (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

– (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…

(По К. Акулинину)

Формулировка задания с развернутым ответом

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Во время ко­ман­ди­ров­ки я по­скольз­нул­ся на об­ле­де­нев­шей лестнице и силь­но повредил руку. (2)3апястье распухло, де­лать было нечего: при­ш­лось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель боль­шо­го областного города, ока­зал­ся в обыч­ной районной больнице. (4) Врач почему-то не на­чи­нал приём, и около две­рей в тес­ном коридорчике, осве­щен­ном чахлой лампочкой, было на­сто­я­щее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут толь­ко не было! (6)Пожилые женщины, лица ко­то­рых раскраснелись от духоты, хму­рые старики, старшеклассницы, визг­ли­во кричащие, что прой­дут вне очереди, по­то­му что им всего-навсего нужно по­ста­вить штамп. (7) Груд­ные дети пла­ка­ли на руках из­му­чен­ных ожиданием мам, ко­то­рые устало их ка­ча­ли и в немой тоске смот­ре­ли на за­кры­тую дверь кабинета.
(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И тер­пе­ние людей лопнуло. (10)Вначале по­слы­шал­ся какой-то глу­хой ропот, который, будто спич­ка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой на­пол­нил весь коридор.
(12)«Господи, зачем я здесь!» - думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль за­пы­ла­ла с удво­ен­ной силой, го­ло­ва закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к око­шеч­ку регистратуры, тихо, но власт­но постучал в стекло. (16)Полная жен­щи­на взглянула на меня по­верх очков, я же­стом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я про­тя­нул ей талон к врачу и пять­де­сят рублей.
- (18)Мне нужно сроч­но попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
(20)Женщина молча взяла мой талон, день­ги положила в кар­ман халата.
- (21)Отойдите все от дверей, отойдите! - про­вор­ча­ла она и, прой­дя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через ми­ну­ту она вышла и кив­ну­ла мне головой:
- (23)Сейчас вас вызовут!
(24)Плакали дети, лампочка, мигая от пе­ре­па­дов напряжения, раз­брыз­ги­ва­ла пучки жёлтенького света, запах чего-то не­све­же­го и затх­ло­го забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнул­ся вырвавшийся из рук из­му­чен­ной мамы маль­чик в синей кофточке. (26)Я по­гла­дил его пу­ши­стую головку, и малыш до­вер­чи­вы­ми глазами по­смот­рел на меня. (27)Я улыбнулся. (28) Мо­ло­дая мама уса­ди­ла его на место.
- (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (ЗО)Инвалид уро­нил костыль и, бес­по­мощ­но водя руками,пытался под­нять его с пола. (31)Я за­крыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и мед­сест­ра звонко крикнула:
- (ЗЗ)Никитин, на приём!
(34)Люди за­кру­ти­ли головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

- (36)Никйтин кто? (37)Где он?
(38)Медсестра недоумённо по­жа­ла плечами и сказала:
- (39)Ну, тогда, кто пер­вый по очереди, заходите!
(40)К двери бро­си­лась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал ред­кий снег, по­тем­нев­шее небо, по­хо­жее на за­тя­ну­тую льдом реку, низко ви­се­ло над землёй, и сквозь него ле­те­ли голуби. (43)Из ка­би­не­та врача вышла мо­ло­дая мама с малышом, тот по­смот­рел на меня и по­ма­хал мне пе­ре­бин­то­ван­ной ручкой.
- (44) Не подошёл ещё Никитин? (45) Ну, тогда сле­ду­ю­щий по очереди…
(По К. Акулинину)

Пример сочинения

Допустимо ли ставить свои интересы выше интересов других людей, каковы последствия такого поведения для человека? Проблема совести - это одна из проблем, поднятых в тексте современного российского писателя К. Акулинина.
В наше время, особенно в больших городах, люди зачастую совсем не считаются с интересами и нуждами других, идут по жизни, расталкивая окружающих локтями. Автор обращается к, казалось бы, мелкому случаю, произошедшему в обычной районной больнице областного города: Никитин долго стоял в очереди к врачу, который почему-то никак не начинал прием, и,устав от мучившей его боли, решил дать взятку медсестре, чтобы пройти на прием к врачу без очереди. Однако что-то не позволило герою воспользоваться нечестно полученной привилегией. Медсестра дважды вызывает его, чтобы провести в кабинет, но в душе Никитина рождается неосознанное сочувствие к более слабым и беззащитным людям: больному ребенку, молодой измученной матери, инвалиду с костылем, которые тоже ждут своей очереди.

Автор призывает задуматься над тем, что каждый нормальный человек, ставящий свои интересы выше интересов других людей, неизбежно приходит к конфликту со своей совестью. И не имеет значения, в большом или в малом ты преступаешь нравственный закон, есть ли при этом у тебя какие-либо оправдания.
С позицией автора нельзя не согласиться. Эгоистичность и черствость становятся нормой современного человека. Часто в погоне за сиюминутным выигрышем мы не выбираем средств, не щадим слабых, стремимся обогнать всех хотя бы на полкорпуса. Но почему же тогда, добившись своего маленького успеха такой ценой, мы не чувствуем радости победы? Нам не дает покоя совесть.

Многие русские писатели обращались к проблеме испытания человека совестью. Так, у главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Родиона Раскольникова, была теория, согласно которой интересы некоторых людей («право имеющих») были выше интересов всех остальных. Раскольников решает проверить, сможет ли он для доказательства правильности своей теории переступить через человеческую жизнь. И приводит свой замысел в действие, убивая старуху-процентщицу. Однако герой не смог вынести тяжести совершенного преступления: его замучила совесть, которая оказалась строже любого судьи.
Герой поэмы Н.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»,деревенский староста Ермил Гирин, воспользовался своим положением,для тогочтобы освободить от рекрутской повинности своего брата, и записал вместо него в рекруты другого жителя своей деревни. После этого Ермил очень раскаивался, хотел отказаться от должности и даже пытался покончить жизнь самоубийством – настолько жестокими для него оказались угрызения совести за совершённый проступок.
Конкуренция как двигатель развития современного общества все чаще заставляет нас оправдывать наше неуважение к окружающим необходимостью быть максимально эффективными, всюду успевать, добиваться своей цели любой ценой. Но когда ум с сердцем не в ладу, если живешь не по совести: без уважения к окружающим, не сочувствуя чужому горю и нужде, ты обречен на одиночество и нравственные муки.

Для налоговых целей имеют значение несколько аспектов, связанных с командировками. В первую очередь - отнесение затрат на расходы по налогу на прибыль, включая правильное документальное подтверждение. Не менее важны тонкости отнесения выплат, связанных с командировкой работников, к облагаемым или не облагаемым НДФЛ.

Основным документом, помимо норм ТК РФ и НК РФ, регламентирующим вопросы, связанные с направление работников в командировки является постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (в ред. от 29.07.2015). Именно в нем определены документы, которые должны быть оформлены при направлении работника в командировку.

Другой важный документ, который регулирует вопросы направления работников в командировку - локальный акт организации. В нем прописываются размеры суточных, фиксируются лимит расходов на проезд и проживание, формы и виды документов, которые оформляются убытие в командировку и возвращение из нее, состав дополнительных расходов, возмещаемых работнику.

В число обязательных документов, которыми работник «отчитывается» по возвращении из командировки не входят ни командировочное удостоверение, ни служебное задание, ни отчет о выполнении служебного задания, ни иные документы. Вопрос об обязательном оформлении этих или иных документов - прерогатива организации.

Ситуация 1. Работник направляется в командировку на личном транспорте

Типичная ситуация, часто возникает у малых и средних компаний, которые применяют ОСНО или УСН. Главные вопросы:
  • вправе ли организации учесть в расходах по налогу на прибыль или налогу при УСН фактические затраты на ГСМ или только в пределах норматива;
  • какой документ в последнем случае регламентирует норматив;
  • облагаются ли такие выплаты НДФЛ.
Решение

Работодатель, направляя работника в служебную командировку, обязан компенсировать ему расходы на командировки, в частности, на проезд к месту командировки и обратно (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей принимаются в пределах норм, установленных Правительством РФ (пп. 11 п.1 ст. 264 НК РФ).

Согласно ст. 167 ТК, командировка - это и есть служебная поездка, можно говорить о тождественности этих понятий в ТК РФ. А вот НК РФ в целях отнесения затрат на расходы достаточно четко эти понятия разграничивает.

При выполнении работником служебных поездок, в т.ч. в место командирования, на личном автомобиле выплачивается компенсация за использование личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). При этом размер возмещения расходов определяется письменным соглашением сторон трудового договора. Однако, в расходы по налогу на прибыль суммы компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей могут быть включены в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. А вот затраты на ГСМ учитываются в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом чеки ККТ, акты, накладные, иные документы должны быть приложены к служебной записке.

Совершенно законный вопрос: облагаются ли компенсации НДФЛ? Напомним, освобождаются от налогообложения все виды установленных ТК РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (согласно п. 3 ст. 217 НК РФ). Глава 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и не предусматривает порядка их установления. При применении п. 3 ст. 217 НК РФ необходимо руководствоваться положениями ТК РФ.

Иными словами, размер компенсационных выплат, не облагаемых НДФЛ, должен определяться письменным соглашением сторон трудового договора. Такую позицию довели до налогоплательщиков и ведомства: письма ФНС России от 25.10.2012 № ЕД-4-3/18123@, Минфина России от 28.06.2012 № 03-03-06/1/326, от 08 .08. 2012 г. № 03-04-06/9-228 (все документы доступны в СПС КонсультантПлюс).

Совет

Не забудьте закрепить в локальном акте организации саму возможность поездки в командировку на личном транспорте работника, сумму компенсации, а также правила подтверждения фактического количества дней нахождения в командировке и выплаты компенсации.

Ситуация 2. Оплата услуг такси командированному сотруднику

Затраты, которые произвел работник в командировке, включаются в расходы по налогу на прибыль или налогу при УСН (пп.12 п.1 ст. 264, пп.13 п.1 ст. 346.16 НК РФ). При этом обязательно должны выполняться требования п. 1 ст. 252 НК РФ.

Решение

Примечательно, что перечень возмещаемых работнику командировочных расходов, указанный во всех нормативных актах, открыт. Основанием для включения или не включения в расходы по налогу на прибыль (налогу при УСН) тех или иных затрат является положение о командировках, установленное внутренним локальным актом организации или коллективным (трудовым договором).

Именно организация вправе определить условия включения в расходы оплату услуг такси командированному сотруднику. Например, это может быть удаленность аэропорта или вокзала, ранний или поздний приезд (убытие) в место командирования. В качестве документального подтверждения могут прилагаться к авансовому отчету чеки ККТ, товарный чек, служебная записка, которая обосновывает производственную необходимость оплаты услуг такси. Если все условия выполнены, то организация вправе включить затраты в расходы по налогу на прибыль на дату утверждения руководителем авансового отчета работника (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается НДФЛ, суммы возмещения сотруднику командировочных расходов (их открытый перечень приведен в п. 3 ст. 217 НК РФ) также не подлежат налогообложению в пределах норм, установленных локальными актами организации. В том случае, если выплаты произведены сверх установленных норм, они облагаются НДФЛ на общих основаниях. При этом датой фактического получения дохода согласно пп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ является последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

Совет

Не забудьте, что налоговый агент обязан удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. И перечислить сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (ст. 226 НК РФ).

Ситуация 3. Работник направляется за границу

Если работник направляется в командировку за границу, то кроме традиционных расходов - оплаты проезда, гостиницы, оформления визы и других, необходимо определить сумму, которую можно отнести на покупку иностранной валюты. И здесь могут быть зафиксированы следующие даты: получения работником аванса на командировочные расходы, покупки работником иностранной валюты, составления и утверждения авансового отчета. В целях налога на прибыль важно знать, на какую дату необходимо зафиксировать курс иностранной валюты.

Решение

Затраты организации по налогу на прибыль (или налогу при УСН) определяются исходя из истраченной суммы, которая подтверждается первичными документами на приобретение иностранной валюты. Дата осуществления командировочных расходов - это дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Довольно часто работник не может подтвердить курс покупки иностранной валюты в силу того, что отсутствует первичный документ или он утерян. На такой случай пригодится рекомендация Минфина России, приведенная в письме от 21.01.2016 № 03-03-06/1/2059. Сумму расходов в валюте предлагается сопоставить с подотчетной суммой в рублях, выданной в авансе по официальному курсу ЦБ РФ на дату выдачи подотчетной суммы (п. 10 ст. 272 НК РФ). Таким образом, если документ на покупку валюты отсутствует, организация пересчитывает произведенные работником затраты по курсу ЦБ РФ на дату, когда был выдан аванс. Но командировочные расходы, не упустите, учитываются на день утверждения авансового отчета.

Ситуация 4. Компания арендует квартиру для проживания командированных работников

Такая возможность достаточно привлекательна для организации, особенно во время кризиса. При частых командировках работников рациональней размещать в арендованных квартирах, чем в гостинице.

Решение

Безусловно, расходы на проживание, включая арендные платежи за арендуемые квартиры, учитываются в составе командировочных расходов. Однако в новом письме Минфина России от 15.01.2016 № 03-03-07/803 финансовое ведомство уточнило важный момент. Такие затраты организация вправе учитывать в расходах только в период проживания там командированных сотрудников. А вот плата за аренду квартиры за то время, когда помещение не используется для проживания в ней командированных сотрудников, не может быть учтена в составе командировочных расходов.

В Минфине подчеркнули, что такие расходы допускается подтверждать документами, косвенно свидетельствующими о факте пребывания работников в командировке (командировочное удостоверение, проездные документы, договор аренды жилого помещения и др.).

Ситуация 5. Выплата суточных за нахождение в командировке

Решение

Суточные выплачиваются за каждый день нахождения работника в пути и в месте командировки. При этом не имеет значения время убытия/ прибытия - важен день.

Например, если время отъезда в место командирования - 23 часа 55 мин., то этот день - первый командировочный день сотрудника, за него необходимо начислить и выплатить суточные. Если время возвращения из командировки - 00 часов 10 мин., то день прибытия - последний день командировки и за него также выплачиваются суточные.

Важно, что суточные фактически не нуждаются в документальном подтверждении. На это еще раз указал Минфин России в своем письме от 11.12.2015 № 03-03-06/2/72711. Начисление суточных происходит, исходя из периода командировки, указанного в письменном приказе (распоряжении) руководителя. Во избежание ненужных споров с налоговой не лишним будет оформить справку бухгалтера с произведенными расчетами.

Суточные включаются в состав командировочных расходов по налогу на прибыль без ограничения по сумме, но в пределах, указанных в локальных актах организации. Для уменьшения налоговой базы на такие расходы необходим авансовый отчет (вместо командировочного удостоверения, которое с 8 января 2015 года перестало быть обязательным документом при направлении работника в командировку).

В общем случае суточные не облагаются НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ) в пределах установленных НК РФ сумм: не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Если организация производит выплаты сверх этих сумм, то они облагаются НДФЛ в общем порядке. При этом в справке 2-НДФЛ суммы выплаченных суточных в пределах норм, указанных в п. 3 ст. 217 НК РФ не отражаются, а в части, превышающей нормы, - отражаются с кодом дохода 4800 за тот месяц, в котором был утвержден авансовый отчет сотрудника по командировке.

Совет

Напомним, что НДС по расходам на командировки принимаются к вычету у организаций, применяющих общую систему налогообложения при соблюдении ряда условий:

  • командировочные расходы оплачены организацией или работником;
  • имеется правильно оформленный счет-фактура.
Однако и без счета-фактуры можно принять к вычету выделенный НДС в документах на проезд и проживание командированного работника. Документами, на основании которых организация вправе принять НДС к вычету, могут послужить (п. 7 ст. 171 НК РФ):
  • по расходам на проезд - проездной билет, маршрут/квитанция (контрольный купон) электронного билета, квитанция на оплату пользования легковым такси;
  • по расходам на проживание - бланк строгой отчетности.
Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.