"чита" еще можно поискать. "чита" еще можно поискать Читинская мужская гимназия

Православная Чита

Долгие годы историю города Читы жители Забайкалья и гости нашего края воспринимали через образы декабристов, каторжан и революционеров. По идеологическим причинам исследователи замалчивали имена священников, князей и даже известных ученых – только потому, что они носили крест.

На самом деле православная вера сыграла огромную созидательную роль в развитии нашего края и столицы Забайкалья. До революции в областном центре были десятки храмов.

Маршрут по Православной Чите

Пункты остановок:

Первый читинский храм

Первое упоминание о самой старой читинской церкви относится к началу XVIII века. В справке Нерчинской воеводской канцелярии о податях с населения, приписанного к читинскому острогу, говорится: «Притом же в Читинском остроге имеетца церковь деревянная о двух службах. При той же церкви имеетца священник один.» Храм был «о двух службах» - один престол был освящен во имя Св. Архангела Михаила, а другой – во имя святителя Николая Чудотворца. После постройки храм несколько раз сгорал, и был отстроен заново.

Сегодня в церкви расположен филиал Читинского областного краеведческого музея им. А.К. Кузнецова – «музей декабристов».

Еженедельно в Михайло – Архангельской церкви совершаются молебны.

Часовня на старобазарной площади

Место для часовни в память 900-летия крещения Руси и святого равноапостольного князя Владимира было освящено 15 июля 1888 года, на территории Старобазарной площади (район школы № 49). К 1906 году часовня была возведена.

Читинский Богородицкий женский монастырь

Начало женскому монашеству в Забайкалье было положено основанием в областном центре г. Чите Богородицкой женской общины в 1886 году с благословения епископа Селенгинского Мелетия и при активном участии его матери, вдовы священника А. К. Якимовой.

Торжественное открытие Богородицкой общины состоялось 25 марта в день Благовещения Пресвятой Богородицы.

Строительство обители началось в 1887 году, в том же году началось строительство деревянной церкви. Храм в честь святой мученицы Александры и семи дев был закончен и освящен 30 мая 1889 года. В годы советской власти монастырь был закрыт, монастырские здания переданы для нужд бездомных детей.

Старособорная площадь

) построена в 1866 году, деревянная, простой архитектуры.

Эта церковь официально именовалась Кафедральным собором до вступления в действие Андреевской церкви, но в памяти народной она сохранилась как Старый собор.

Старочитинский некрополь

На территории разрушенного читинского некрополя планируется устроить мужской монастырь и соорудить склеп, чтобы была возможность поминовения усопших предков многих современных жителей Читы.

Долгие годы богоборчества только она, единственная на огромном пространстве - от Амура до Байкала, - несла свое духовное служение, напоминая людям о Святом Православии. Промысел Божий сохранил ее до наших дней.


Каменное двухэтажное здание мужской гимназии было построено в 1889 году. Здание было окружено садом и имело домовую Антониевскую церковь, расположенную на месте нынешнего главного корпуса Медицинской академии.

Сад Жуковского

Согласно «Плана проектированного расположения областного города Читы Забайкальской области» 1885 года три квартала вдоль реки Кайдаловки между улицами Амурской и Уссурийской были запланированы под городское озеленение.

После революции сад был почти уничтожен, остатки сада Жуковского мы сегодня можем видеть на территории нынешнего парка ОДОРА.

Архиерейский квартал

Долгое время забайкальские церкви управлялись духовным ведомством Иркутской епархии. К концу 1880-х годов количество церквей в губернии быстро

увеличивалось, и возникла необходимость создания духовного самоуправления. В 1889 году в комплексе зданий для канцелярии и служб создающейся Забайкальской епархии имелось каменное здание Андреевской Крестовой церкви при Архиерейском доме на Зейской улице (ныне ул. Чайковского) .

Архиерейский дом и храм был основан 26 сентября 1884 года в честь памяти святого апостола Андрея Первозванного и святителя Иннокентия, епископа Иркутского, чудотворца.

В советское время в помещении Андреевской церкви размещался кинотеатр «Комсомолец». В настоящее время на этом месте – здание областной администрации.

В 1903 году построено двухэтажное каменное здание на территории Архиерейской церкви для переехавшего в 1880 году в Читу Миссионерского училища. Автором проекта стал архитектор Ф.Е. Пономарев.

Управлял Миссионерским училищем совет преподавателей под председательством инспектора. 16 мая 1907 года была совершена закладка здания Центрального Миссионерского училища. С 1911 по 1921 годы на втором этаже Миссионерского училища, благодаря инициативе Братства Кирилла и Мефодия, находился единственный в городе приют подкидышей и бездомных детей.

Собор имени святого князя был заложен 12 августа 1899 года. С 1912 года построенный собор начал работу. Службы проходили до 1920 года, затем здание использовали под клуб и кинотеатры «Безбожник», «Совет». В это время идеологическая война достигла апогея. Весной 1936 года было принято взорвать собор. Руины собора лежали около года.

Женская Гимназия

Читинская мужская гимназия

Читинская мужская гимназия была утверждена 17 января 1884 г. Открытие гимназии состоялось 30 августа 1884 г., а в октябре 1884 г. при ней был открыт пансион. Гимназия состояла из приготовительного класса и двух начальных с пансионом на 40 человек.

К 1891 г. гимназия имела полный состав – 8 классов и один приготовительный. Специально для гимназии было построено каменное двухэтажное здание, которое вместило в себя 175 человек. Освящение здания состоялось 18 июня, в день, когда в Чите пребывал Цесаревич Николай Александрович, будущий император. Он прибыл в гимназию на торжественное открытие нового здания, присутствовал на водосвятном молебне, после которого были освящены все комнаты гимназии при личном присутствии Цесаревича. Николай Александрович осмотрел новый физический кабинет, где были собраны породы и руды минералов, а также образцы минеральных вод Забайкалья.

В 1894 г. учащихся было уже 185 человек и распределялись они следующим образом:

  • по сословиям – дети дворян и чиновников (в 1891 г – 87 ч.); дети лиц духовного звания (3); городских сословия (60); сельских сословий (35) (из которых детей казаков – 20, детей инородцев – 15);
  • по вероисповеданиям – православных – 161, католиков – 3, протестантов – 3, иудеев – 12, буддистов – 6 (с каждым годом количество детей разных вероисповеданий увеличивалось).

Возраст детей: в приготовительный класс принимались дети от 8 до 10 лет; в первый класс – от 10 до 12 лет и т.д. Но дети инородцев (бурят, орочон, тунгусов и проч.) могли быть приняты в первый класс до 15-летнего возраста включительно.

Плата за обучение составляла 25 руб. с ученика в год. Бедные ученики в числе 10% от общего числа учащихся освобождались от взноса платы за обучение, но для этого им необходимо было предоставить свидетельство о материальном положении родителей. Кроме того, от платы за обучение освобождались дети служащих или служивших в образовательных учреждениях, находящихся в ведомстве Министерства Народного просвещения.

Приемные экзамены проводились с 7 по 15 августа. В пансион принимались иногородние ученики всех классов на полное содержание (были обеспечены постелью, одеждой, обувью, питанием, книгами, учебными пособиями и проч.). Плата за пансион составляла 330 руб. в год.

При гимназии имелось несколько видов стипендий:

  • 16 казенных стипендий для детей гражданских чиновников, отличающихся усердием и способностями;
  • 6 таких же стипендий для детей лиц, служащих в Амурской и Приморской областях и прошедших курс Владивостокской шестиклассной прогимназии;
  • 4 стипендии имени Его Императорского Высочества князя Алексея Александровича для бедных детей казачьего сословия;
  • 2 стипендии имени супругов Ильяшевич для бедных детей инородцев Агинского ведомства;
  • Одна стипендия имени Генерал-Адъютанта барона Андрея Николаевича Корфа для бедных инородческих детей Агинского ведомства;
  • Одна стипендия Генерал-Лейтенанта Ивана Константиновича Педашенко для сирот гражданского ведомства из числа жителей Забайкальской области;
  • Одна стипендия Кяхтинского купечества для лиц почетного сословия Забайкальской области. Всего в гимназии насчитывалось 31 стипендия.

Преподавательский состав включал в себя 11 лиц с университетским образованием, 8 – со средним, 2 – с низшим.

Предметы, которые изучали учащиеся – Закон Божий, древние языки, русский язык, математику, французский и немецкий языки, литературу, историю, географию, рисование, пение, гимнастику, законоведение, чистописание, ручной труд, столярное и переплетное ремесло. В старших классах добавлялись физика, химия и др. предметы.

В 1915 г. в гимназии обучалось уже 525 учеников, педагогический состав увеличился до 31 человека.

Директорами гимназии были статские советники Карл Фридрихович Бирман, Николай Михайлович Ганзен, Алексей Сергеевич Еленев, Иван Иванович Чтецов, коллежский советник Михаил Иванович Цветнев и др.

Законоучителями состояли священники Иван Васильевич Корелин, Константин Соболев, протоиерей Николай Петрович Тяжелов и др.

В 1919-20-м годах в Читинской мужской гимназии размещалась часть Читинского военного училища атамана Семенова (сотня, инженерная рота и рабочая команда). В марте 1920 года, когда пришли каппелевцы, в нижнем этаже была размещена Челябинская кавалерийская школа до ухода на Сретенский фронт (Еленевский А. Военные училища в Сибири (1918-1922) // Военная быль. 1963. № 61-64)

13 января 1921 г. в рамках исполнения Положения о реформе единой трудовой школы РСФСР Решением правительства ДВР гимназия была закрыта (По данным ГАЗК).

Наталья Волнина

Чита́ , город в России , административный центр Забайкальского края, кафедральный город Читинской епархии . Расположен в Читино-Ингодинской впадине и на склонах хребтов Яблоновый (с запада) и Черского (с востока), при впадении р. Чита в р. Ингода, в 6198 км к востоку от Москвы . Крупный транспортный узел, ж.-д. станция, узел автомобильных дорог, аэропорт. Население - 335 760 человек (1 января 2014)

На территории города, начиная с древнекаменного века, обитало монголоидное население. В эпоху средневековья здесь жили тунгусы . В конце октября года после неудачной попытки сплава по р. Ингода казаками Петра Бекетова в устье р. Чита было заложено зимовье . В Енисейск Бекетов послал отчёт: "А в Зимовье анбар государев, да три избы казачьи. А в Зимовье и около Зимовья велел крепость учинить. И велел казну государеву государе анбар сносить" . Первое постоянное поселение стало именоваться плотбище (показано на карте Сибири года Н. Витсена), так как здесь строились плоты, дощанки, а позднее лодки и барки. В 1688 (1689) году нерчинский казак К. Юдин писал "с Читы реки новой слободы плотбища" послу Ф.А.Головину о принятии хлебных запасов. Быстрому развитию и заселению плотбища способствовало его выгодное положение на большой дороге, водном пути в Восточное Забайкалье и на Амур, к Тихому океану. На рубеже XVII - XVIII веков в окрестностях Читы вдоль восточного склона Яблонового хребта расселялись буряты , перекочевавшие из Хоринских степей (долина р. Уда). Начиная с конца XVII века селение известно последовательно как Читинское плотбище, Читинская слобода, Читинский острог, Читинское селение, Читинск.

Монастыри

Храмы

  • Александра Невского, собор (взорван)
  • Александры мученицы, при женской гимназии (недейств.)
  • Андрея Первозванного, при архиерейском доме (разрушен)

На углу улиц Бутина и Чкалова стоит трехэтажное здание бывшей первой женской гимназии. Сегодня здесь, в доме № 140 по ул.Чкалова, располагаются исторический и филологический факультеты Забайкальского государственного университета.

История этого замечательного здания похожа на многосерийный детектив, растянувшийся почти на целое столетие.

Молодость здания

УЖЕ в первые годы существования Читы в статусе города появилась необходимость создания новых учебных заведений. Если мужская гимназия с начала 1890-х годов располагалась в каменном здании по нынешней улице Бабушкина, то женская ютилась в деревянных бараках. 19 июня 1902 года в газете «Забайкалье» было написано, что читинский архитектор Никитин составил предварительный проект и смету на строительство, а уже 19 августа 1909 года, на перекрестке улиц Софийская (Бутина) и Уссурийская (Чкалова) было построено новое здание.

До Октябрьской революции здание было гимназией всего 8 лет. В марте 1920 года здесь располагался штаб войск атамана Семенова, и потом в апреле корпус распахнул свои двери как первый читинский вуз - учительский институт. В 1922 году здесь открылся агрономический факультет, где была даже собственная метеостанция. Располагалось в здании и Министерство народного просвещения Дальневосточной республики.

6 сентября 1923 года Читинский университет был переведён во Владивосток. После этого в здании открылся индустриальный техникум в составе строительного, лесного и горного факультетов. Уже в 1936 году лесотехнический техникум переводят в Красноярск.

После отъезда техникума в здание заселяется общеобразовательная и музыкальная школа. И лишь только в 1940 году в здание заехал его главный хозяин Читинский педагогический институт, пишет известный забайкальский краевед Владимир Лобанов в своей книге «Старая Чита».

Во время Великой Отечественной войны здание выполняло роль эвакогоспиталя. Последние раненые выехали отсюда в 1946 году.

Мессинг в Чите

ДО 1958 ГОДА корпус на улице Чкалова у пединститута был единственным. В нем располагались три первых факультета, открытых еще в 1938 году: русского языка и литературы, математический и исторический.

Но помимо официальной истории здания, которую можно найти на страницах книг и учебников, есть множество фактов, о которых знают лишь немногие.

- Здание богато различными историями, однако одна из них имеет реальные основания - это наличие подземного хода, который идет через дорогу к зданию следственного комитета, в прошлом военного комиссариата. О нем часто можно услышать от выпускников вуза. Говорят о том, что со стороны современной улицы Бутина в подвальных помещениях располагались склады, - рассказывает декан исторического факультета ЗабГУ Евгений ДРОБОТУШЕНКО .

Евгений Викторович рассказывает, что доступ к ходам есть только с левой стороны здания по улице Чкалова, там, где сейчас бойлерная и подсобные помещения. К сожалению, большая часть подвалов под зданием завалена, и, наверное, мало кто знает, какие тайны хранят помещения под зданием.

- Когда-то у нас была хорошая идея использовать эти помещения, потому что раньше не хватало аудиторий для студентов. Сейчас студентов стало меньше, но все-таки очень интересно вычистить эти площади и посмотреть, что там. Вообще, по этому зданию известных на сегодня каких-либо документов, планов и исследований нет, что, конечно, очень усложняет ситуацию, - продолжает собеседник «Эффекта».

Еще одна интересная история произошла недавно, когда студентов филологического факультета заинтересовало, а что за тайная комната значится на плане эвакуации? Действительно, на втором этаже на плане нарисован странный квадрат без окон и дверей.

Ответ дали историки. Мало кто знает, что в здании, помимо основного входа, существует не одна, а две боковые лестницы. Левая сегодня функционирует, а правая нет. На первом этаже есть небольшая дверь, на которую не обращают внимания, возле 1-й аудитории, а внутри как раз эта нерабочая лестница. На втором этаже нет даже двери. Кроме того, с улицы можно увидеть окна непонятно какого помещения, а на втором этаже эта лестница закрыта полностью. Вот и выходит, на плане квадрат есть, а комнаты нет.

В 60-е годы в рамках большого гастрольного тура Читу посетил знаменитый мистик советского периода Вольф Мессинг, он выступил с концертом в окружном Доме офицеров Красной Армии (ОДОКА). Но мало кто знает, что великий советский медиум был и в здании на Чкалова, 140.

- Начальник редакционно-издательского отдела института, ныне наш заслуженный пенсионер Геннадий Трофимович Черняк был свидетелем выступления в актовом зале корпуса. Я сам не до конца верил в это, до того момента, пока фотограф нашего музея случайным образом не нашел фотографию - подтверждение того, как Вольф Мессинг проводит выступление, - рассказывает декан ДРОБОТУШЕНКО .

Скрытый зал

ДЛЯ нынешних студентов не меньшим откровением стал и актовый зал. Сейчас его тоже иногда называют тайной комнатой. Те, кто учился в этом здании до капитального ремонта, вспомнят, какая там красивейшая лепнина на потолке, паркет на полу, большая люстра. На ремонт зала у вуза не хватило денег. Поэтому, красоты ради, обе двери были заложены. Сейчас на их месте обычная стена. Непосвященный человек пройдет мимо и не поймет, что за ней расположено довольно просторное помещение.

Кстати сказать, сейчас нынешний музей археологии исторического факультета - это не что иное, как бывший балкон актового зала. Еще в музее есть маленькая деревянная дверка, которую можно открыть и посмотреть на сцену сверху.

Для реставрации актового зала необходимо провести инженерное обследование, затем составить проект реставрации и изыскать немалые средства и… зал готов.

- Конечно, в плане расходов - ремонт актового зала, это самая большая статья. Лепнина требует тщательной реставрации. Кстати, на первом этаже она тоже есть, но сейчас закрыта панелями. Проблема в том, что в Чите есть единицы мастеров, кто может привести в порядок такую лепнину, и это стоит очень дорого, поэтому на момент ремонта здания спрятать лепнину было правильным решением, — говорят преподаватели филфака.

95-летнее, но еще очень крепкое здание бывшей Читинской женской гимназии простоит в центре Читы еще не одно десятилетие, а значит, знаковых примет времени в его истории будет воплощено еще немало.

Ирина ХАЛЕЦКАЯ

5 фактов о филфаке

1. В здании по Чкалова, 140, снимались некоторые сцены фильма «Даурия» 1971 года.

2. В начале 2000-х годов двое студентов-заочников были серьезно травмированы обвалившимся куском балкона.

3. В нишах рядом с главной лестницей до начала 2000-х стояла статуя Ленина. Поговаривают, что в соседней нише в 50-е годы стояла статуя Сталина. Однако историки утверждают, что это миф.

4. В некоторых аудиториях второго этажа можно слышать шум, исходящий прямо из стен. Говорят, что это падают кирпичи в трубах печного отопления, проложенных прямо в стенах.

5. В 50-е годы в здании читала лекции Надежда Яковлевна - супруга великого поэта Осипа Мандельштама, некоторое время работавшая преподавателем Читинского пединститута.

спецпроект Читинского городского портала

Учителям

Мы чисто физически не можем принести букет всем учителям, которым безмерно благодарны. Часто не можем даже просто позвонить и сказать "спасибо" - в наших гаджетах есть полмира, и нет номеров ваших телефонов. Но именно благодаря вам, наши учителя, мы можем многое, в том числе делать проекты, подобные этому. Мы усвоили ваши уроки, мы продолжаем учиться сами и учить тех, кто приходит за уроками уже к нам. Этим спецпроектом мы обнимаем всех, кто не побоялся невероятной ответственности - быть Учителем.

редакция "Чита.Ру"

некоторые вехи в становлении читинской системы образования

Эта небольшая статья не претендует на научность - показать полную картину истории образования Читы могут лишь учёные специалисты. Тем не менее, мы собрали некоторые факты, чтобы убедиться - учительско-преподавательское сообщество города может гордиться большим пройденным путём и богатым наследием читинского просвещения.

Историю читинского образования можно отсчитывать с конца XVII века, когда рядом с плотбищем на устье реки Читы появилась Читинская слобода. Дети первых читинцев обучались основам грамоты дома - в этом смысле ситуация с образованием принципиально не менялась до середины XIX века, хотя большой вклад в общий уровень образованности читинских детей внесли декабристы, особенно проживший здесь до 1863 года Дмитрий Завалишин.

Чита в 1878 году

Настоящая планомерная работа по созданию в Чите системы образовательных учреждений началась после придания ей в 1851 году статуса города. Сложно было привлечь чиновников, да и вообще взрослых семейных людей на работу в город без гимназий и училищ. Первое образовательное учреждение в Чите появилось в 1859 году - им стал Мариинский женский детский приют, который сначала выполнял функции начальной школы для девочек и мальчиков.

В 1865 году открыто Михаило-Архангельское приходское училище, проработавшее в разных статусах вплоть до 1917 года.

Фрагмент панорамы Читы 1878 года

В том же 1865 году военный губернатор Забайкальской области Николай Дитмар по сути самовольно, не имея высочайшего утверждения, открыл в Чите мужской пансион для мальчиков всех сословий - в пансион пришли обучаться почти 250 читинских мальчишек. А уже в следующем году губернатор открыл женское училище, преобразованное в 1871 году в 5-классную прогимназию. Училище также было открыто неофициально и поначалу существовало не на государственные, а на попечительские деньги. Средних учебных заведений в Чите по-прежнему не было, хотя даже Забайкальское казачье войско нуждалось в 328 офицерах, которых негде было выучить.

Мужская классическая гимназия открылась в Чите 30 августа 1884 года, она заняла двухэтажное здание на улице Большой (Ленина). Почти сразу власти города приступили к строительству капитального каменного здания под нужды гимназии. В 1891 году гимназия переехала в новое здание на улице Бульварной (Бабушкина) - сегодня в нём расположен один из корпусов медакадемии. Дети дворян, чиновников, казаков, мещан, крестьян изучали в гимназии латынь, греческий, немецкий, французский языки, математику, историю, географию, русский язык, Закон Божий и другие науки.

Читинская мужская гимназия на ул. Бульварной

Воспитанники Читинской мужской гимназии

В 1893 году уже упоминавшаяся нами женская прогимназия получила статус женской гимназии. Но переехать в новое просторное каменное здание - туда, где сегодня расположены современные исторический и филологический факультеты ЗабГУ на перекрёстке Софийской (Бутина) и Уссурийской (Чкалова), - ей было суждено только в 1909 году. А деревянное здание на Иркутской (Полины Осипенко) заняла уже 2-я читинская женская гимназия. Ещё две гимназии были открыты в Чите в начале ХХ века в частном порядке.

Читинская женская гимназия на Уссурийской

Здание женской гимназии на ул. Иркутской

Систему среднего образования до революции дополняли епархиальные училища, в которых готовили духовенство. В частности, женское епархиальное училище находилось в здании современной школы №32 на улице Троицкосавской (Балябина). Выпускницы гимназий и епархиальных училищ помимо прочего имели право преподавать на дому и в начальных школах.

Женское епархиальное училище на ул. Троицкосавской

Миссионерское училище на Новособорной площади (ныне Спасо-Преображенский храм на Чайковского)

Медицинское образование в Чите начало развиваться с появлением в 1872 году Читинской войсковой военно-фельдшерской школы при лазарете, а также повивальной школы с годичными курсами для акушерок - особенно востребованными медики стали с началом I Мировой войны.

Строительство же Транссибирской магистрали повлияло буквально на все сферы жизни города, в том числе и на образование. Благодаря ему на Чите-I в конце XIX века появились не только ремонтные мастерские с обучением слесарным и другим техническим профессиям, но и открыта 2-классная школа, прямой наследницей которой сегодня остаётся средняя школа №45 на улице Горбунова.

Группа рабочих и служащих у здания железнодорожных мастерских в Чите; в центре - министр путей сообщения М.И.Хилков. Май, 1904 год.

22 октября 1900 года Чита сделала огромный рывок в сфере образования - город получил свою собственную учительскую семинарию. На тот момент она стала единственным заведением профессиональной подготовки учителей от Байкала до Владивостока. И одной из двух семинарий империи, где изучался местный национальный язык - бурятский. Кроме читинской национальный язык учили только в Закавказской семинарии. В 1902 году семинария въехала в каменное здание на перекрёстке Албазинской (Курнатовского) и Песчанской (Подгорбунского) - современное здание школы №3 возле Пионерского парка. За 20 лет учреждение выпустило несколько сотен педагогов, бесценно повлиявших на общий уровень грамотности в регионе. Первых обученных в Чите профессиональных учителей.

Учительская семинария на Албазинской

Количество читинских школ начало стремительно расти. На Острове, в здании, занимаемом сегодня школой №13, в 1914 году открылось сразу две школы: №7 и №13. Уже работали минимум 5 церковно-приходских школ, 1-классные и 2-классные начальные школы, в том числе в Антипихе и Черновских копях.

Школа на Черновских копях, 1915 год

Центром профессионального образования до революции было Читинское ремесленное училище Императора Николая II - главный его корпус сегодня можно найти по адресу Профсоюзная, 18, а здание администрации училища - на Петровской, 36. Училище имело собственные слесарно-механическую и столярно-токарную мастерские, кабинеты физики, химии, геодезии, механики, механической и химической технологий, естествознания, сельскохозяйственного, строительного и горного дел, рисования, черчения, фундаментальную и ученическую библиотеки. На базе училища была построена первая в Чите электростанция.

Кроме него в городе работало землемерное училище.

Главный корпус Читинского ремесленного училища, вид с ул. Амурской

Педагоги и ученики Читинского ремесленного училища, 1897 год

Столярная мастерская Читинского ремесленного училища

С установлением в стране власти Советов система образования начинает унифицироваться. На смену различным типам начальных школ приходят школы 1-й ступени с пятилетним обучением. Гимназии, реальные и епархиальные училища, семинария тоже ушли в прошлое, уступив системе единой трудовой школы, включавшей в себя все городские школы 2-й ступени. В 1929 году в Чите было введено обязательное 7-летнее образование, а в 1934 - единый для всей страны тип образовательных школ. Новые школы, в том числе школу №1, помогали строить комсомольцы.

Городской актив пионерработников Читы-II, 1930 год

В 1917 году было создано политехническое училище, из которого естественным образом вырастут политехнический (лесотехнический) и горный техникумы, а в 1927-м открыт медицинский техникум, ставший прообразом будущего Читинского медучилища.

В это же время в школах начинают обращать внимание на физическую подготовку учеников. А с началом Великой Отечественной войны вводятся уроки по агротехнике, вождению, механике сельскохозяйственных машин. В 1943 году школы вновь были разделены на мужские и женские, возврат к общеобразовательным школам произойдёт только в 1954 году.

Пионеры в Горсаду, 1957 год

Первые попытки создания высшего учебного заведения предпринимались ещё в период Дальневосточной республики, столицей которой была Чита. В октябре 1921 года власти республики учредили Государственный институт народного образования, начавший стремительно развиваться. В институте работала своя философская ассоциация, издавалась собственная газета и сборники научных статей. В марте 1923 года институту был придан статус Читинского государственного университета, а в октябре того же года вуз перевели во Владивосток. Следующей точкой отсчёта станет 1938 год, когда в городе открылся Читинский государственный педагогический институт с тремя факультетами: историческим, русского языка и литературы и физико-математическим. Отучиться полноценных 4 года у первых выпускников ЧГПИ не получилось - .

Первый выпуск ЧГПИ

Работников начального образования после революции готовили в Читинском педагогическом техникуме, основанном в 1937 году, но имеющем гораздо более глубокие корни - вырос он из педагогических курсов, созданных областным земством ещё в 1919-м.

Знакомая нам современная система образования в Чите формировалась в послевоенное время. В 1940-х годах школы начали получать пристройки для занятий физкультурой, трудами и начальной военной подготовкой. С 1958 года начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению. В конце 1960-х начало развиваться кабинетное обучение, при котором кабинеты в школах из универсальных переоборудовались в предметные, с большим количеством наглядных и методических материалов. В этот же период срок начального обучения был сокращён с 4 до 3 лет.

С 1953 года начинает работу Читинский государственный медицинский институт - тогда у вуза ещё не было собственных корпусов, общежитий, а 200 студентов учились в зданиях Областной партийной школы и мужской средней школы №3. Но к началу 60-х у института будет уже - спрос на медицинское образование оказался стабильно высоким.

Корпус ЧГМИ на ул. Бабушкина, 1956 год

Студенты ЧГМИ в операционной

В 1951 году на базе школы десятников организован Читинский строительный техникум, давший толчок началу интенсивной застройки города. А возросшая потребность в инженерно-технических кадрах стала причиной открытия в Чите общетехнического факультета Иркутского политехнического института - в 1974 году он станет Читинским политехническим институтом, после чего Чита впервые перестанет нуждаться в приезжих инженерных кадрах, хотя именно в 60-х и 70-х Читу накрывает миграционная волна - в быстро растущий город едут из разных уголков СССР.

Корпус политехнического института на Кастринской

К началу 80-х в Чите действовали 43 средние, одна начальная и три восьмилетние школы. В 90-х годах вновь возникают гимназии, частные школы, лицейские классы при вузах.

Урок в кабинете литературы школы №49, начало 80-х

Хор школы №42, 1980-е годы

В наше время в систему городского образования включены 43 средних и две начальных школы, две многопрофильных гимназии, школа с углублённым изучением немецкого языка, школа с углублённым изучением английского языка, краевая кадетская школа-интернат, лицей-интернат для одаренных детей. Работают шесть вузов (ЗабГУ, ЧГМА, ЧИ БГУ, ЗабИЖТ, ЗИП СУПК, ЗабАИ), четыре техникума (сельскохозяйственный, горный, железнодорожный, отраслевых технологий и бизнеса), семь колледжей (горный, политехнический, педагогический, компьютерный, медицинский, торгово-экономический и Забайкальский государственный), а также училище искусств, училище культуры и Читинское Суворовское военное училище МВД России.

ФИЛОСОФИЯ

никаких старост в классе

Мама всегда говорила ей, что учитель - хорошая профессия. И она даже не рассматривала другие варианты, впитав совет как мечту детства - после девятого класса сразу пошла в педколледж, а оттуда в свои 19 - преподавать.

Мне уже в ноябре будет 20, - говорит Вероника Бурцева, чтобы не казаться такой юной. Вечером, когда в школе нет почти ни души, она ждёт нас в фойе - легко можно перепутать с десятиклассницей.

На ближайшие 4 года жизнь Вероники Сергеевны Бурцевой в начальной школе расписана. В первую неделю сентября она подумывала сбежать от класса "И".

Надо было как-то завладеть вниманием 26 человек. Я помню, как было страшно перед первым уроком. Я их первая учительница, мне было важно, как они отреагируют, понравится ли им школа, интересно ли им на уроках. Но они оказались открытыми, дружелюбными.

Вероника Бурцева

Теперь среди толпы дружелюбных она к каждому ищет отдельный подход. До сих пор она, кажется, даже не понимает, что будет расти вместе с ними. Учиться, ошибаться, исправлять, набираться опыта. Выпустит класс, возьмёт другой, и снова будет учиться, ошибаться, исправлять.

Родителей "её детей" не смущает возраст - на первые уроки некоторые приходили, но "все вопросы сразу отпали". Помимо русских, математик и окружающих миров, Вероника преподаёт им не менее ценные уроки. Дети настолько быстро доверились ей, что девочки уже не могут без неё решить сложные вопросы с причинами подёргивания косичек, мальчики учатся быть более терпеливыми. Она тоже быстро и бестрепетно прониклась ими, хотя изначально думала, что никого даже не обнимет. Но детям нужно учительское тепло. Недавно ученик позвал Веронику Сергеевну на важный для него хоккейный матч, и она обязательно пойдёт.

Несмотря на море нежности и радости, по которому первые школьные годы плывут, она готовится принимать период, когда "её дети" не захотят идти в школу, и вообще окончательно войдут во время самоосознания. Маленькие личности нужно чаще хвалить, говорит она. Хотя сама сумела сохранить правильную дистанцию - небольшая разница в возрасте не заметна школьникам. Строгость и навыки отлаживания дисциплины сделали своё дело, хотя опыт у Бурцевой не большой - две студенческие практики и работа в продлёнке. Она ориентируется на интуицию, наблюдениями за коллегами, полученные в колледже знания. На старте выходит хорошо. Директор каждый день спрашивает, как дела, старшие коллеги помогают, а в соседнем кабинете сидит такая же юная одногруппница - поддержки хоть отбавляй.

В классе Вероники больше мальчиков, это сложнее, потому что за дисциплину обычно отвечают девочки.

Мальчики хулиганят, они привыкли играть после детского сада, всё всегда знают, яростно тянут руки. Лучше, когда девочек больше. Но мы справляемся.

После уроков Вероника часто выходит вымотанная, у неё две работы - после обеда ждут дети на уроках письма в учебном центре. Пока нет семьи, она может позволить себе так жить. Правда, про любимые танцы живота пришлось пока забыть. Но это задача не нерешаемая.

В школу Бурцева возвращается довольная. Дети тянутся и к ним невозможно не притянуться в ответ. Никаких принципиальных открытий в них она для себя не сделала.

Поколения меняются, да, но я вижу, что дети такими же и остаются. Мои дети вообще не пользуются телефонами - они на перемене играют в классики, кошки-мышки, ручейки, сами что-то придумывают. Мой класс и поколение, которое сейчас, такие же, как и мы.

С родителями Вероника "сотрудничает" - иногда детей оставляет после уроков, если видит, что они не понимают чего-то. Ей важно, чтобы все шли ровно. И это ровно - оно не только о знаниях. В её классе нет старост или лидеров.

Такого никогда не будет. Я не приемлю, когда одного ребёнка в таком возрасте возвышают над другими. Мы учимся всё решать вместе.

Вечером она вернётся домой, будет готовиться к следующему дню, в котором придётся снова вставать в 6.00. Её не пугает график, зарплата и трудности воспитания. Потому что призвание - это тоже не история прошлых поколений.

сотрудники "Чита.Ру" вспоминают себя за партой

Последний звонок журналистов филологического факультета ЗабГГПУ, 2006 год

Я вся - как из кусочков, даже если внешне так и не скажешь. Меня сделали учителя.

Школьный учитель музыки научил меня не бояться и тому, что слова - самое главное. Он подбирал нам такие песни, которых, я уверена сейчас, вообще нет в школьной программе. Я подозреваю, что и программы никакой не было, просто он заходил с аккордеоном в кабинет и сначала пел нам сам - так, что чесалось в горле, а потом вместе с нами. А потом вызывал к доске - с кем хочешь выходи, по желанию. И ты стоишь в валенках в шеренге девчуль и: "В суровый бой идёт ледовая дружина, мы верим в мужество отчаянных парней". Или: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гудит со всех сторон…" Или ещё: "Мальчишки слёзы катятся, Чапай идёт на дно". Уехал куда-то потом на запад, и всё.

Или Слан-Тольна, тоже в школе. Она отвечала за многое сразу: внутренний стержень, сарказм и умение признавать ошибки. Хотя по расписанию - за русский и литературу. То, что мне сейчас ничего не стоит прийти и сказать - слушайте, я первый раз неправильно сказала, на самом деле вот так - это всё она. Я до сих пор - а с 11 класса прошло 16 лет - когда её вижу, завидую, как длиннющие ноги могут так гармонично сочетаться с орфографией и пунктуацией.

А Левашов? Виктор Степанович читал нам в университете курс советской литературы. Но по факту - принципы и достоинство. Если бы мне можно было вернуться в студенчество на чуть, то я бы выбрала туда, в 16-ю аудиторию, на вторую пару, к деревенской прозе, Маяковскому и "Жизни Клима Самгина". Сидит на столе, качает ногой, хоть и интеллигент. С первого раза и не разберёшь, что на экзамене - реви, не реви - а "Что-то, я вижу, вы не очень потрудились прочитать эту книгу. Это хорошая, кстати, книга". Когда несколько лет назад его можно было спасти переливанием крови, мы ходили, но у меня не взяли. Так вышло, что он во мне есть, а меня в нём не было.

Я уж не говорю про Агафонову. Стилистика стилистикой, а было это, оказывается, про смелость вообще и смелость быть таким, какой ты есть. И про то, что всем нужно тепло, даже если ты… Ну такой вот, какой есть. Я не знаю, что думают мои одногруппники, когда в повседневной жизни раз в несколько лет натыкаются на Эренбурга или Андроникова, а у меня что-то дёргается внутри стрункой и откликается зимней солнечной улицей Кайдаловской, куда мы однажды притащили ей письмо, чтобы она не болела и приходила снова нас мучать синекдохами.

У меня много такого: женская логика, непереносимость мудаков, категоричность, дружба с мужчинами, крутить ручку особенным способом, не снижать планок, спрашивать по-настоящему, чувствовать благодарность.

- Екатерина Шайтанова , главный редактор

Кира Деревцова (справа), 11-й класс

В средней и старшей школе у нас была классная руководительница Людмила Петровна. Мы безбоязненно прозвали её Людмилка. Были ещё прозвища, конечно, но за них стыдно. Иногда оно (и другие прозвища) вырывалось во время уроков - она вела биологию, и, наверное, все по одному разу проговорились за эти 5 лет.

Выпустив наш класс, она через год уехала к дочери, научилась водить машину, и, кажется, прыгнула с парашютом. Новая жизнь - даже как-то странно было поначалу, но были "Одноклассники", мы поддерживали связь, хотя и недолго. Как-то она отправила мне свой стих про инопланетян. Тогда я думала, что она привычно намекает. Но оказалось, конечно, что просто мало о ней знаю, несмотря на то, что она доверяла нам гулять со своим пекинесом Алисой и висеть на домашнем турнике. Она тоже не прилетела с другой планеты. Просто писала стихи, а я не знала. Просто любила активный отдых, но я не знала. Мы с ней по-другому были близки - так, как бывают близки наставники и ученики. С той лишь разницей, что у наставника учеников много, а у ученика - всего один.

Она была и есть, конечно, очень внимательной, навязчивой и неравнодушной, умело совмещая всё со школьным формализмом. Как сейчас говорят, типичной классной руководительницей. А ещё она никогда не врала нам. Её за это многие подростки не любили - за то, как ей было не всё равно, что с ними происходит. И за то, как она без обиняков говорила, что. Я благодарна ей за сбитую с меня вовремя спесь, за иронию и сарказм (она была очень хороша в этом), за прямой взгляд, за умение вызвать удушающий стыд, за способность научить гордиться собой, за редкие учительские улыбки (после уроков зато можно было увидеть чаще), за то, какими мы с ней стали. На кого-то она - это неизбежно - не повлияла. Но со мной вышла другая история - она всегда знала, что я и кто я. Это пугало. Потому что даже я не знала. В итоге, она во многом оказалась права. Я желаю детям таких учителей - прямых и честных, вовлечённых. И родителям таких помощников - спокойных, адекватных, авторитетных. И учителям желаю детей, которые обязательно оценят. Пусть и через несколько лет.

- Кира Деревцова , журналист

Похожие статьи

© 2024 startnko.ru. Startnko - Сам себе психолог.